2.1.1. Запрещается одновременно проводить несколько видов пробоотбора с использованием набортного и погружного геологоразведочного оборудования на судах, не имеющих подруливающих устройств.
2.1.2. В период проведения пробоотборных работ в ночное время должно быть обеспечено освещение как рабочей площадки, так и места выхода пробоотборного средства из воды.
2.1.3. На рабочую площадку должна быть подведена вода (или пар) для промывки пробоотборных средств от грунта, ликвидации обледенения рабочей площадки, а также обеспечен свободный сток воды на палубе с рабочей площадки к бортам судна.
2.2. Пробоотбор трубками и дночерпателями
2.2.1. Пробоотбор трубками и дночерпателями производится с судов в дрейфе или на якоре, в зависимости от конструкции трубки, технологии работ и типа судна. При пробоотборе в зоне шельфа на точке (грунтовых станциях) несколькими техническими средствами судно должно стоять на якоре.
2.2.2. При пробоотборе грунтовыми трубками и дночерпателями должен быть обеспечен количественный состав обслуживающего персонала в соответствии с инструкцией по эксплуатации данного технического средства и вида грузоподъемного устройства.
Для проведения бортовых спуско-подъемных операций с грунтовыми трубками следует использовать специальный захват-кантователь.
2.2.3. Во время выполнения спуска, пробоотборные средства должны выводиться на максимально возможное расстояние от борта судна и на высоте не менее 0,5-1,0 м над фальшбортом - то же при подъеме пробоотборника и его заводе на борт.
2.2.4. Запрещается при работе на палубе с грейферными дночерпателями находиться в зоне перемещения ковшей и возможного смыкания полуковшей.
2.2.5. Запрещается во время спуска, подъема и извлечения пробы из пробоотборника:
а) располагаться на линии движения троса с пробоотборниками или под грузовой стрелой;
б) держать пробоотборник над палубой в подвешенном состоянии длительное время, а также удерживать его от раскачивания непосредственно руками;
в) поправлять стропы и перемещать пробоотборник, когда он находится в неустойчивом положении;
г) извлекать из пробоотборника образцы грунта на весу;
д) расстропливать пробоотборник раньше, чем он будет надежно установлен на подставке.
2.2.6. При работе на мелководье (глубины до 10 м) в случае невозможности извлечения грунтовой трубки из грунта или обрыве троса при подъеме, если трубка возвышается над дном, необходимо фиксировать это место предупредительными знаками - должен быть установлен буй (веха, бакен), а координаты места сообщены местным органам Портнадзора и Гидрографической службы.
2.3. Пробоотбор тралами и драгами
2.3.1. Спуск трала (драги) должен производиться на самом малом ходу судна или в дрейфе с учетом слагаемых векторов дрейфа под наблюдением вахтенного помощника капитана.
2.3.2. При ведении кормового траления (драгирования), спуске и подъеме трала (драги) между стойками ворот слипа должно быть установлено надежное ограждение. После подъема трала (драги) с породой на палубу, а также при переходе судна с точки на точку ворота слипа должны быть закрыты, а механизм привода ворот слипа отключен и обесточен.
2.3.3. Запрещается находиться на наклонной плоскости слипа во время спуска и подъема трала (драги).
2.3.4. При выполнении спуско-подъемных операций, при отсутствии возможности непосредственного наблюдения лебедчиком за тралом (драгой) руководителем работ должен назначаться сигнальщик.
2.3.5. Заводка стропов и подсоединение вытяжных концов в процессе подъема трала (драги) на палубу производится только при оставленной ваерной лебедке.
2.3.6. Запрещается во время ведения операций по спуску, подъему и тралению (драгированию):
а) переходить через находящиеся под погрузкой неогражденные тросы, проходить под ними, поправлять их руками, использовать их в качестве опоры, становиться на оснастку и детали трала (драги);
б) приближаться на расстояние менее 1 м к вращающимся блокам, шкивам и другим устройствам;
в) выбирать или травить тросы через блоки и другие устройства с незакрытыми или незакрепленными откидными щеками;