ОНД-90 Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть I

4. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТМОСФЕРООХРАННЫХ РАБОТ

     
4.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗВ В АТМОСФЕРУ



4.1.1. Комплекс атмосфероохранных мероприятий содержит следующие направления [27]:

а) разработку нормативов предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферу;

б) разработку перспективных и годовых планов мероприятий, направленных на снижение выбросов ЗВ в атмосфера;

в) осуществление государственного контроля за соблюдением промышленными предприятиями установленных норм выбросов и законодательства в области охраны окружающей среды;

г) составление территориальных комплексных схем охраны природы;

д) регулирование выбросов ЗВ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях;

е) размещение и проектирование объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха;

ж) размещение и развитие городов и других населенных пунктов;

з) прогнозирование изменений качества атмосферного воздуха.

Проведение указанных работ требует большого объема сведений о состоянии природной среды, в том числе о выбросах ЗВ в атмосферу промышленными объектами и транспортом, о затратах на природоохранные работы и эффективности проводимых мероприятий и т.д. Эти сведения предоставляет система государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух, задачей которой является определение объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее.

Государственный учет осуществляют Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР (в дальнейшем - Министерство природопользования СССР), Минздрав СССР и Гocкомстaт СССР в соответствии с "Положением о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух", утвержденным постановлением Совмина СССР от 12.08.82 г. (Собрание постановлений правительства СССР, 1982, N 22, статья 115).

4.1.2. Территориальные подразделения Министерства природопользования СССР осуществляют:

а) регистрацию предприятий, учреждений и организаций, объекты которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух;

б) контроль за правильностью ведения на предприятиях, в учреждениях и организациях первичного учета вредных воздействий на атмосферный воздух, за наличием и состоянием оборудования и аппаратуры для учета указанных воздействий и за соблюдением установленных сроков государственной аттестации этого оборудования и аппаратуры;

в) учет на основе данных государственной статистической отчетности объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества выбрасываемых в атмосферу ЗВ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее;

г) аналитическую обработку совместно с Госкомстатом СССР данных государственной статистической отчетности о вредных воздействиях на атмосферный воздух.

4.1.3. Министерства, государственные комитеты и ведомства осуществляют:

а) организацию на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях ведения первичного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и контроль за его достоверностью;

б) создание на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях лабораторий и оснащение их необходимым оборудованием и аппаратурой для контроля за вредными воздействиями на атмосферный воздух;

в) разработку по согласованию с Госкомстатом СССР, Министерством природопользования СССР и Минздравом СССР и утверждение отраслевых дополнений к инструкциям по заполнению форм государственной статистической отчетности о вредных воздействиях на атмосферный воздух и отраслевых форм и инструкций по ведению первичного учета таких воздействий.

4.1.4. Государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации, объекты которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, осуществляют:

а) первичный учет видов и количества ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, и видов и размеров вредных физических воздействий на нее в порядке и в сроки, утверждаемые Госкомстатом СССР по согласованию с Министерством природопользования СССР;

б) инструментальное определение видов и количества ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, и видов и размеров вредных физических воздействий на нее. При отсутствии утвержденных методик для инструментального определения можно использовать расчетные методы;

в) отчетность о вредных воздействиях на атмосферу в соответствии с инструкциями, утвержденными Госкомстатом СССР.

Первичным источником информации о выбросах ЗВ в атмосферу является промышленное предприятие, а первичным документом - ежегодная статистическая отчетность по форме N 2-тп (воздух). На основании этого документа обобщаются данные об объемах выбросов для города, области, республики и страны в целом и для отдельных отраслей промышленности. Эти обобщения проводят территориальные подразделения Госкомстата и Министерства природопользования СССР.

Информационными документами, содержащими обобщенные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, являются статистические отчеты территориальных подразделений Госкомстата СССР и ежегодные обзоры состояния выбросов ЗВ в атмосферу, выпускаемые территориальными подразделениями Министерства природопользования СССР.

4.2. СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО УЧЕТА ВЫБРОСОВ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ