4.1. К подготовительным работам следует приступать только при наличии положительного заключения экологической экспертизы Госкомприроды СССР по ТЭО или проекту и утверждения их министерством-заказчиком.
При подготовительных работах в пределах зоны вечномерзлых грунтов наибольшие нарушения происходят при расчистке строительной полосы, ее планировке, устройстве временных и постоянных дорог, вдоль трассовых поселков.
К основным видам неблагоприятных воздействий на окружающую среду относятся:
нарушения многолетней мерзлоты, сопровождающиеся процессами термоэрозии, термокарста, солифлюкции, происходящими в местах уничтожения растительности и почв при прохождении транспортных средств;
возникновение пожаров от прохождения транспорта по каменистым лишайниковым тундрам и тайге.
4.2. В период подготовительных работ в лесной зоне наибольшее влияние на окружающую среду оказывается при расчистке строительной полосы, планировке трассы, строительстве водопропускных сооружений.
При расчистке строительной полосы необходимо:
обеспечить вывоз древесины и порубочных остатков;
складировать верхний (гумусовый) слой почвы для последующего его использования при рекультивации.
4.3. При проведении подготовительных работ в пустынях неблагоприятные природные процессы наблюдаются при движении техники вне полосы отвода, вне оборудованных дорог; при отсутствии контроля за осуществлением мероприятий, предотвращающих загрязнения; при нарушении связности верхнего слоя грунтов и целостности растительного покрова; изменении естественного, обладающего устойчивостью к развеиванию рельефа песков.
4.4. В горных условиях подготовительные работы могут оказать неблагоприятные воздействия на окружающую среду при расчистке строительной полосы, при планировке трассы, при строительстве временных и постоянных дорог, при строительстве поселков.
Расчистка строительной полосы и планировка трассы могут привести в горных условиях к интенсивному развитию водной, ветровой, термической эрозии, оползнеобразованию, обвалообразованию, активизировать процессы солифлюкции, оплывания грунтов, движение осыпей, способствовать развитию карста.
При сооружении поселков в горных условиях возможно загрязнение воздушного бассейна газообразными бытовыми и промышленными отходами, поэтому следует выбирать места для поселка за пределами горных котловин, лишенных регулярного воздухообмена с окружающими территориями.
4.5. Проведение подготовительных работ на побережьях водных объектов может вызвать загрязнение и замутнение акваторий морей, рек; запруживание небольших рек и ручьев, сопровождающееся подтоплением, заболачиванием и затоплением участков долин в верхнем бьефе.
4.6. Службами охраны окружающей среды Миннефтегазстроя должен быть организован контроль за проездом транспорта вне дорог в бесснежное время и сохранностью почвенно-растительного покрова вокруг промплощадок.
4.7. Все подготовительные работы на трассах северных трубопроводов и промплощадок промысловых объектов должны выполняться в зимнее время года после установления снежного покрова и промерзания слоя сезонного протаивания на глубину, исключающую разрушение мохово-растительного покрова строительной техникой (0,2-0,3 м).
4.8. Круглогодичное движение транспортной и строительной техники допускается только по постоянным дорогам, а в зимний период, кроме того, - по специально подготовленным зимним технологическим дорогам (автозимникам).
4.9. Зимние технологические и подъездные дороги должны обеспечивать в течение зимнего строительства пропуск тяжелых транспортных средств с нагрузками НК-80 (колесная) и НГ-60 (гусеничная) со строительными грузами и оборудованием, а также проход изоляционно-укладочных колонн общей массой 600-800 т.
4.10. При строительстве зимних технологических дорог операции по ускорению промораживания оттаявшего слоя грунтов следует проводить с минимальными нарушениями мохово-растительного покрова. Промораживание плохо замерзающих участков трассы осуществляют путем проминания мохово-растительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 кгс/см и удалением оседающего на полосе отвода снежного покрова.
4.11. Промораживание полосы под зимними технологическими дорогами следует проводить путем проминки и последующего уплотнения снежного покрова при его толщине до 0,3 м до плотности 0,6 г/см.
4.12. Для продления сроков службы транспортных и специальных зимников толщину снежного дорожного полотна следует наращивать на 20-30 см выше высоты снежного покрова в регионе. Наращивание следует вести послойно, по 20-30 см путем уплотнения снежного покрова и полива водой в местах выполаживания уклонов, укладкой лежневок, инвентарных дорожных покрытий.
4.13. Сооружение зимних технологических дорог вдоль трасс трубопроводов следует проводить в соответствии с "Проектирование и строительство автомобильных дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений на севере Тюменской области и других районов тундры с аналогичными условиями".
4.14. Для поддержания зимних дорог в рабочем состоянии с целью обеспечения оптимальных скоростей движения транспорта и грузоподъемности необходимо регулярно проводить профилактический ремонт проезжей части. Образовавшиеся колеи следует заполнять снегом с последующим поливом водой.
4.15. При разработке проектов производства работ должны быть предусмотрены мероприятия по защите и очистке дорог и строительной полосы от снегозаносов. Ширина полосы отвода земель по трассе на период строительства должна предусматривать необходимость проведения мероприятий по защите и очистке ее от снегозаносов и складирование снеговых отвалов с противоположной от траншеи стороны.
4.16. При прокладке постоянных дорог и отсыпке площадок под наземные сооружения укладку грунта следует вести методом "от себя", чтобы естественная поверхность и мохово-растительный покров не нарушались колесами или гусеницами транспортных машин, а также с целью дополнительного уплотнения грунта технологическим транспортом.
4.17. На всех без исключения пересечениях полотном дороги ручьев, мочажин, тальвегов, с целью предотвращения подтопления и заболачивания территории и развития термокарста, необходимо устраивать водопропускные сооружения. Площадь сечения водопропускных сооружений следует увеличивать по сравнению с расходом водотока из условия возможности образования наледи с "верховой" стороны насыпи.