Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


      ГОСТ 8489-85

Группа Б19

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ТОПЛИВО МОТОРНОЕ

Метод определения фактических смол (по Бударову)

Motor fuel. Method for determination of existent gums
(Budarov's)


ОКСТУ 0209

Срок действия с 01.07.86
 до 01.07.88*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 2, 1993 год). - Примечание "КОДЕКС".


РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ Т.X.Мелик-Ахназаров, В.В.Булатников, Б.А.Энглин, Е.М.Бушуева, Л.А.Садовникова, З.Н.Могучая, Т.Е.Резкова

ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

Член коллегии В.А.Рябов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г. N 806

ВЗАМЕН ГОСТ 8489-58


Настоящий стандарт устанавливает метод определения фактических смол в моторном топливе (керосине, дизельном топливе).

Метод заключается в выпаривании испытуемого топлива под струёй водяного пара в условиях испытания и служит для условной оценки склонности топлива к смолообразованию при его применении в двигателе.

   

1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ          


Прибор типа ПОС в комплекте.

Воронка В-36-80 ХС, В-56-80 ХС по ГОСТ 25336-82.

Эксикатор 2 по ГОСТ 25336-82.

Пипетки 1-1-10, 1-1-20, 2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по ГОСТ 20292-74.

Цилиндры 1-25, 1-50, 1-100, 2-25, 2-50, 2-100 по ГОСТ 1770-74.

Толуол по ГОСТ 9880-76 или по ГОСТ 14710-78.

Ацетон по ГОСТ 2603-79 или по ГОСТ 2768-79.

Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-72.

Натрий сернокислый по ГОСТ 4166-76, свежепрокаленный.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72.

Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76.

Весы лабораторные с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.

Термометры ТЛ-2 1-Б4 по ГОСТ 215-70.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

     

2.1. Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

2.2. В зависимости от фракционного состава испытуемого топлива устанавливают следующий температурный режим:

(180±3) °С - при испытании топлив с температурой конца перегонки до 310 °С (керосин);

(225±3) °С - при испытании топлив, выкипающих выше 300 °С (дизельное топливо).

2.3. Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок, расположенных на крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем (толуолом, ацетоном или спирто-толуольной смесью 1:4) как снаружи, так и внутри.

2.4. Подготовленные по п.2.3 стаканы ставят в карманы прибора, нагретого до температуры испытания, плотно закрывают крышками и выдерживают 20 мин, после чего снимают крышки и через 2 мин стаканы вынимают щипцами из карманов, охлаждают 40 мин в эксикаторе и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.

2.5. Подлежащее испытанию топливо фильтруют через бумажный фильтр. При наличии явных следов воды топливо взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение 10-15 мин и фильтруют.

     

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

     

3.1. В стаканы для воды наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в следующих количествах:

35 см при испытании керосинов, 60 см- дизельных топлив

.

3.2. В зависимости от температуры конца кипения измерительным цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана керосина по 20 см, дизельного топлива - по 10 см.

3.3. Стаканы с топливом помещают в гнезда прибора, нагретого до заданной температуры. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели вошли в каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически соприкасались, не пропуская шаров и топлива.

3.4. Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно закрывают крышками. Спустя 60 мин после того, как были поставлены стаканы с водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин щипцами вынимают стаканы из гнезд.

3.5. Стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

     

4.1. Концентрацию фактических смол в миллиграммах на 100 см топлива в каждом стакане вычисляют по формуле


где - масса чистого сухого стакана, мг;

        - масса стакана со смолами, мг;

        - объем топлива, налитого в стакан для испытания, с

м.


4.2. Расхождения между результатами двух определений концентраций фактических смол не должны превышать значений, указанных в таблице.

Концентрация фактических смол,
мг на 100 см  топлива

Допускаемые расхождения


     До 15


2 мг

     Св. 15 до 40

3 мг

     Св. 40 до 100

8% от меньшего результата

     Св. 100

15% от меньшего результата

               

Концентрация фактических смол до 2 мг на 100 см топлива оценивается как их отсутствие.


4.3. Результаты отдельных испытаний одного и того же топлива сравнимы между собой только в том случае, если между испытаниями прошло не более 5 сут.

4.4. За результат испытания принимают среднее арифметическое двух определений. Результат испытания округляют до целых единиц.




Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1985