Статус документа
Статус документа


МДС 81-19.2000

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке разработки государственных элементных сметных норм
на строительные, монтажные, специальные строительные и
пусконаладочные работы


Дата введения 1998-05-01

1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России (руководитель - В.А.Степанов, ответственный исполнитель - Малютина Н.В., исполнители - Т.Е.Кочергина, Л.Н.Крылов, В.Н.Маклаков, Г.А.Шанин).

РАССМОТРЕНЫ на заседании рабочей группы при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.05.98 постановлением Госстроя России от 24.04.98 N 18-40.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящие Методические указания разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и предназначены для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН)* на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы с целью соблюдения организациями-разработчиками единого порядка разработки и подготовки к обработке на ЭВМ указанных норм.     

__________________

* ГЭСН подразделяются по уровню применения в соответствии со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" (СП 81-01-94), принятым и введенным в действие письмом Минстроя России от 29.12.94 г. N ВБ-12-276.     

Государственные элементные сметные нормы являются составной частью СНиП 81.

Порядок разработки государственных элементных сметных норм, установленный настоящими Методическими указаниями, обязателен для всех организаций-разработчиков.

1.2. Разработка новых ГЭСН и переработка действующих сборников ЭСН-84 (СНиП IV-2-82) и СНиР-91 (СНиП 4.02-91; 4.05-91) осуществляется в соответствии с номенклатурой, приведенной в прил.1.

1.3. Координацию и контроль за проведением указанных работ осуществляет Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

1.4. Организации-разработчики на подготовительном этапе выполняют следующие мероприятия:

- составляют техническое задание и рабочую программу, согласовывают их с Управлением ценообразования;

  

- отбирают из проектных материалов технические условия и проекты производства работ по всей разрабатываемой ими номенклатуре сборников ГЭСН;

 

- определяют исходные условия для составления новых ГЭСН и согласовывают их с Управлением ценообразования;

- выбирают оптимальные технологические карты на производство отдельных видов работ и рабочие чертежи;

- составляют сводки (выборки) затрат труда, машинного времени строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций на измеритель ГЭСН.

1.5. Разработка ГЭСН производится в соответствии с требованиями, изложенными в разделах 2-10 настоящих Методических указаний.

1.6. Проекты сборников ГЭСН, разработанные исполнителями, проходят экспертизу Управления ценообразования и утверждаются в установленном порядке.

1.7. Экспертные заключения рассматриваются межведомственной комиссией (рабочей группой).

По экспертным заключениям и результатам рассмотрения организации-разработчики вносят в проекты сборников ГЭСН соответствующие изменения и дополнения.     

  

2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СБОРНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЭЛЕМЕНТНЫХ СМЕТНЫХ НОРМ (ГЭСН)



2.1. Каждый сборник ГЭСН содержит техническую часть и таблицы элементных сметных норм по форме N 1, приведенной в прил.2.

2.2. Техническая часть сборника подразделяется на разделы:

"Общие указания";

"Правила исчисления объемов работ";

"Коэффициенты к сметным нормам".

2.2.1. В раздел "Общие указания" включается перечень общих требований и положений о порядке применения элементных сметных норм.

2.2.2. В раздел "Правила исчисления объемов работ" включаются правила, формулы и примеры расчетов.

2.2.3. В раздел "Коэффициенты к сметным нормам" включаются коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов.

2.3. ГЭСН сводятся в таблицы с пояснениями к ним. В пояснениях к таблицам приводится состав работ с полным перечнем основных и вспомогательных операций.

2.4. Каждому виду элементов затрат присваивается свой код.

Таблицам ГЭСН также присваивается свой конкретный код, который состоит из номера сборника и номера таблицы в составе сборника. При нумерации таблиц допускается оставлять резерв номеров для выпуска дополнений к ГЭСН.

Присвоение кодов таблицам, позициям ГЭСН, элементам затрат таблиц ГЭСН осуществляется централизованно, после экспертизы. Кодировка ГЭСН проводится строго в соответствии с номенклатурой и системой кодирования, предусмотренными основными положениями по кодификации.

2.5. Номенклатура рабочих по профессиям принимается по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



3.1. В техническом задании указываются обоснования для разработки ГЭСН, сроки выполнения работы, основные цели и задачи, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке ГЭСН, этапы и общая стоимость работ.

3.2. Рабочая программа должна содержать наименование сборника ГЭСН с перечнем видов работ, включаемых в этот сборник.

4. ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ГЭСН



4.1. На подготовительном этапе проводится следующая работа:

- уточняются характерные особенности конструкций, сооружений и видов работ с учетом территориальных, климатических и других факторов по регионам России;

- отбираются типовые и повторно применяемые экономичные индивидуальные проекты, на основе которых предполагается разработать ГЭСН;

- проверяются на наличие сертификатов соответствия новые материалы, изделия и конструкции отечественного и зарубежного производства;

- отбираются проекты производства работ на строительство объектов или производство отдельных видов работ по проектам, принятым за объект-представитель для составления исходных условий;

- анализируются действующие элементные сметные нормы, в том числе ресурсные сметные нормы, с целью исключения устаревших и не находящих применения в современных условиях.

4.2. При пересмотре действующих и разработке новых ГЭСН должны быть соблюдены правила и требования действующих нормативных документов по проектированию, организации, производству и приемке подрядных работ.

5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГЭСН



5.1. Единицы измерения видов работ в ГЭСН устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами.

Перечень измерителей, применяемых при разработке ГЭСН, приведен в прил.3.

5.2. Для каждой сметной нормы разрабатывается технологическая карта с подробным перечнем всех видов работ и операций, характеристикой применяемых строительных машин и механизмов. Подсчет объемов работ производится на измеритель ГЭСН по форме N 2 прил.4.

5.3. ГЭСН составляются на основании калькуляции затрат по форме N 3 прил.4. В их состав входят:

- затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузочно-разгрузочных работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте, в чел.-ч. по форме N 4 прил.4. (в отдельных случаях при разработке новых ГЭСН по согласованию с Управлением ценообразования допускается выделение затрат на внутрипостроечный транспорт);

 

- потребность в строительных машинах и механизмах в маш.-ч по форме N 5 прил.4;

 

- расход материалов, изделий и конструкций в принятых единицах измерения по форме N 6 прил.4.

5.4. При составлении калькуляции элементной сметной нормы в нее не включаются затраты, производственные приспособления и оборудование, перечисленные в прил.5 и учитываемые:

- в составе накладных расходов по статье "Расходы на обслуживание работников строительства";

 

- в нормах амортизационных отчислений по статье "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов" в составе титульных временных зданий и сооружений.

 

5.5. Индивидуальные ГЭСН на работы, выполняемые при техническом перевооружении и реконструкции действующих производств и капитальном ремонте зданий и сооружений, разрабатываются в тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм.

5.6. Основанием для разработки индивидуальных ГЭСН и на их основе индивидуальных расценок служат акты, составляемые совместно подрядчиком, заказчиком и проектной организацией и подтверждающие необходимость разработки такой нормы.

5.7. Индивидуальные сметные нормы разрабатываются в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями, с учетом следующего.

В тех случаях, когда в процессе производства цикла работ частично применяются старые технологии и строительные машины, следует использовать действующие сборники элементных сметных норм (СНиП 4.02-91; 4.05-91) на соответствующий вид работ. При невозможности использования действующих норм следует разрабатывать новые на основе данных хронометражных наблюдений методом технического нормирования или по расчету, составляемому на основе технологических карт трудовых процессов.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ ЗАТРАТ ТРУДА В СОСТАВЕ ГЭСН

6.1. При определении нормы затрат труда в составе ГЭСН по видам работ в качестве справочного материала используется действующая нормативная база по труду (сборники ЕНиР, ВНиР, ТНиР и др.).

Норма затрат труда на основе анализа приводится в соответствие с современными технологиями производства работ.

6.2. Затраты труда определяются на основании:

- типовых технологических карт трудовых процессов по видам работ или проектов производства работ;

 

- действующей нормативной базы по труду.

6.3. Сводка затрат труда рабочих составляется по форме N 4 прил.4.

Для учета мелких, трудно поддающихся учету операций, неизбежных в условиях оптимальной организации труда, к итогу сводки затрат труда разработчиками может вводиться поправочный коэффициент.

6.4. Затраты труда рабочих, обслуживающих строительные машины и механизмы, определяются на основе выборки из калькуляции затрат машинного времени и включаются в соответствующие графы сводки потребности в машинах и механизмах и затрат труда механизаторов по форме N 5 прил.4.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ И
МЕХАНИЗМАХ В СОСТАВЕ ГЭСН



7.1. При разработке ГЭСН потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов. При этом в качестве справочного материала могут использоваться сборники СНиР-91 (СНиП 4.02-91; 4.05-91).

7.2. Нормы машинного времени принимаются на основании потребности в эксплуатации:

- основных машин, производительность которых определяет темпы производства работ (землеройные, дорожные, путевые, для очистки и изоляции трубопроводов, землесосные снаряды и др.);

 

- машин, входящих в состав комплекта, использование которых зависит от ведущей машины;

 

- машин, обслуживающих одновременно один или несколько технологических процессов.

7.3. При пересмотре действующих сборников ЭСН потребность в строительных машинах и механизмах, отраженная в рублях (в базисном уровне), расшифровывается поименно в соответствии с технологическими картами. Потребность в прочих строительных машинах и механизмах принимается в процентах от стоимости затрат эксплуатации основных машин.

7.4. Сводка потребности в строительных машинах и механизмах составляется по форме N 5 прил.4.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs