Статус документа
Статус документа

ВСН 39-79/Минавтодор РСФСР Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог

3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН



3.1. Для укрепления обочин используют следующие материалы:

сборный цементобетон;

асфальтобетон различных марок;

черный щебень;

обработанные различными вяжущими щебеночные и гравийные материалы;

укрепленный различными вяжущими грунт;

щебеночные, гравийные и другие несвязные материалы;

грунтощебеночные (грунтогравийные) смеси.

Расчетные модули упругости этих материалов приведены в приложении 3.

3.2. Выбор материалов для укрепления обочин производят в зависимости от требований пп.1.10 и 1.14 с учетом их наличия и особенностей работы под нагрузкой в соответствующих климатических условиях. Рекомендуемый порядок расположения материалов в конструкции укрепления представлен из рис.3.1. Особенности применения каждого материала устанавливают в соответствии с положениями документов, приведенных в приложении 5.


Рис.3.1. Материалы слоев укрепления обочин:

1 - асфальтобетон, цементобетон; 2 - щебеночные материалы, шлаки;
3 - укрепленный неорганическими вяжущими грунт; 4 - щебень, гравий с пропиткой вяжущими материалами;
5 - гравийные (щебеночные) материалы; 6 - грунтогравийные, грунтощебеночные материалы,
отходы производства (кирпичный бой, отходы бетонных заводов, породы угольных шахт и т. д.);
7 - битумоминеральные смеси; 8 - битумогрунт, дегтегрунт; 9 - синтетические материалы

3.3. При укреплении обочин асфальтобетонами низших марок для улучшения их свойств целесообразно применять волокна асбеста или стекловолокна из расчета 3-5% от объема смеси. Длина волокон используемого материала должна находиться в пределах 50-150 мм. Расчетные модули упругости армированного асфальтобетона следует повышать на 20%.

3.4. При укреплении обочин грунтами или материалами, обработанными различными вяжущими, дозировку вяжущего и технологию устройства слоев следует устанавливать в соответствии с положениями "Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований, покрытий дорог и аэродромов" (СН 25-75, Госстрой СССР, М., 1975).

В случае отсутствия данных о пригодности для этой цели тех или иных грунтов или материалов, о требуемой дозировке вяжущих, а также о модуле упругости получаемой смеси, необходимо их определить в лаборатории по методикам, изложенным в СН 25-75.

3.5. При укреплении обочин несвязными материалами следует руководствоваться "Указаниями по строительству дорожных гравийных покрытий" (ВСН 7-72, Минавтодор РСФСР, М., 1972).

Для устройства слоев укрепления, контактирующих с колесами автомобилей, не следует использовать высокопрочные гравийные и щебеночные материалы без связующего грунта в оптимальном соотношении.

3.6. Грунтощебеночные и грунтогравийные смеси являются местными материалами, поэтому их характеристики следует устанавливать на месте в дорожных лабораториях. Ориентировочные значения модулей упругости некоторых местных материалов приведены в приложении 3.

3.7. Укрепление обочин с использованием армирующих материалов (см. п.2.3.4) предусматривает введение в конструкцию укрепления материалов, способных воспринимать растягивающие усилия.

Они закладываются:

под слой укрепления, если он выполняется из несвязных материалов или грунтов;

на границе между слоями укрепления, если оба слоя выполнены из связного материала, укладываемого в горячем виде, или один из них из несвязного.

При использовании для армирования обочин синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости соответственно грунта или материала нижележащего слоя увеличивают на 20%.

3.8. Гидроизоляционную защиту грунтов обочин от воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами:

устройством слоя асфальтобетона минимальной толщины согласно табл.26 СНиП II-Д.5-72;