Статус документа
Статус документа

ВСН 39-79/Минавтодор РСФСР Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

1.1. Настоящие указания разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II-Д.5-72 и СНиП III-40-78 и предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог.

1.2. Укрепленные обочины ограничивают попадание влаги в земляное полотно, предохраняют проезжую часть от загрязнения и разрушения, обеспечивают более полный перенос снега, облегчают содержание дороги и организацию движения во время ремонтных работ.

Укрепление обочин выполняют для повышения скорости, удобства и безопасности движения, а также для повышения пропускной способности автомобильных дорог.

1.3. В неблагоприятных грунтовых и климатических условиях, к которым относится 3-й тип местности по условиям увлажнения при земляном полотне, сложенном из грунтов группы С (см. табл.2.5), одновременно с укреплением обочин принимают меры по защите земляного полотна от поверхностных вод путем использования материалов, обеспечивающих прочность обочин и гидроизоляцию земляного полотна, или путем устройства влагонепроницаемых экранов (см. п.3.8).

1.4. Ширина и конструкция укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дорог и условия движения автомобилей. При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория СССР разделяется на зоны (рис.1.1).


Рис.1.1. Карта районирования территории СССР по условиям движения


Зона I с расчетным зимним периодом включает районы с его продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из трех подзон:

подзона IА - продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней; подзона IВ - продолжительность зимнего периода составляет 125-140, а переходных периодов 80-100 дней.

Зона II с расчетными переходными периодами включает районы, где продолжительность этих периодов составляет от 40 до 110 дней, а зимнего периода - менее 125 дней в году.

Зона III с расчетным периодом, где продолжительность зимнего и переходных периодов вместе составляет 80-110 дней в году.

Зона Г - горные районы.

1.5. По своему назначению и характеру работы обочины по ширине разделяются на три полосы (рис.1.2):

I - краевая укрепительная полоса, предназначенная для случайных наездов автомобилей при движении;

II - остановочная полоса, предназначенная для вынужденной остановки автомобилей;

III - прибровочная полоса.


Рис.1.2. Конструкции укрепления обочин:

а - устройство краевой укрепительной полосы; б - укрепление остановочной полосы несвязным материалом, краевой укрепительной полосы - устройством усовершенствованных покрытий; в - неравнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов; г - равнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов



1.6. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения. Их отделяют от основной проезжей части сплошной разметкой, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.

1.7. Для первоочередности обеспечения условий безопасности движения на наиболее сложных участках эксплуатируемых дорог работы по укреплению обочин выполняют в следующей последовательности.

По условиям обеспечения безопасности движения:

населенные пункты;

подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;

участки дороги с необеспеченной видимостью;