Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 41.51-99
(Правила ЕЭК ООН N 51)

Группа Т34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ


Uniform provisions concerning the approval of motor vehicles having at least
four wheels with regard to their noise emissions



ОКС 43.020
ОКП 45 1000

Дата введения 2000-07-01

Предисловие



1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 51 ЕЭК ООН, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 51 с поправками серии 02 (с 18.04.95), Пересмотр 1 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕ/TRANS/505/Rev.1/Аdd.50/Rev.1, дата вступления в силу 05.05.96) “Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом” и включает в себя:

- Пересмотр 1 - Исправление 1 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕ/TRANS/505/Rev.1/Аdd.50/Rev.1/Corr.1, дата вступления в силу 15.11.96)

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 51 (далее - Правила).

    1 Область применения



Настоящие Правила содержат положения, касающиеся шума, производимого автотранспортными средствами, имеющими не менее четырех колес.

    2 Определения



В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение: Официальное утверждение типа транспортного средства в связи с производимым им шумом.

2.2 тип транспортного средства: Автотранспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1 формы или материалы кузова (в частности, отсека двигателя и его звукоизоляции);

2.2.2 длины и ширины транспортного средства;

2.2.3 типа двигателя (с принудительным зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), количества и объема цилиндров, количества и типа карбюраторов или систем впрыска, расположения клапанов, максимальной мощности и соответствующей частоты (частот) вращения двигателя или типа электродвигателя;

2.2.4 системы трансмиссии, числа передач и передаточных чисел;

2.2.5 системы снижения шума, как определено в 2.3 и 2.4;

2.2.6 независимо от положений 2.2.2 и 2.2.4 транспортные средства, не относящиеся к категориям М и N* и имеющие один и тот же тип двигателя и/или различные общие передаточные числа, могут рассматриваться как транспортные средства одного и того же типа.

_______________________

* В соответствии с определениями, содержащимися в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З) (TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3, приложение 7) (приводятся также в приложении 4)


Однако, если указанные выше различия требуют применения иного метода испытания, то эти различия должны рассматриваться как предполагающие изменение типа.

2.3 система снижения шума: Полный комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого автотранспортным средством и его выхлопными газами.

2.4 системы снижения шума различного типа: Системы снижения шума, имеющие следующие существенные различия, в частности:

2.4.1 системы снижения шума, элементы которых, указанные в 4.1, имеют различные фабричные и торговые марки;

2.4.2 системы снижения шума, в которых характеристики материалов, из которых изготовлен какой-либо элемент системы, являются различными или элементы которых имеют различную форму или размер, причем изменение способа нанесения покрытия (гальванизация, нанесение слоя алюминия и т. д.) не означает изменения типа;

2.4.3 системы снижения шума, в которых принципы работы хотя бы одного элемента системы являются различными;

2.4.4 системы снижения шума, элементы которых комбинируются различно;

2.4.5 системы снижения шума, в которых количество глушителей впуска и/или выпуска является различным.

2.5 элемент глушителя: Одна из составных частей, из которых состоит глушитель.

Этими элементами являются, в частности, выхлопные трубопроводы, резонатор (резонаторы), собственно глушитель (глушители).

2.5.1 Воздушный фильтр рассматривается в качестве элемента только в том случае, если его наличие необходимо для соблюдения предписанных пределов уровня звука.

2.5.2 Коллекторы не рассматриваются в качестве элементов глушителя.

2.6 максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше максимальной массы, допускаемой национальным компетентным органом).

2.7 мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах (ЕЭК), измеренная в соответствии с методом ЕЭК на основании Правил N 85.

    3 Заявка на официальное утверждение



3.1 Заявку на официальное утверждение типа транспортного средства в связи с производимым им шумом подает предприятие-изготовитель транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченный представитель.

3.2 К заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и указывают следующие данные:

3.2.1 описание типа транспортного средства в отношении характеристик, упомянутых в 2.2. Должны быть также указаны номера и/или обозначения, характеризующие тип двигателя и тип транспортного средства;

3.2.2 перечень надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит глушитель;

3.2.3 сборочный чертеж глушителя и указание о его размещении на транспортном средстве;

3.2.4 подробные чертежи каждого элемента, позволяющие легко идентифицировать его и определить его местоположение, а также сведения об использованных материалах.

3.3 В случае применения 2.2.6 техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения, по согласованию с предприятием-изготовителем выбирает в качестве транспортного средства, представительного для соответствующего типа, транспортное средство, имеющее наименьшую снаряженную массу и наименьшую длину, а также соответствующее спецификациям, изложенным в 3.1.2.3.2.3 приложения 3.

3.4 По просьбе технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, предприятие-изготовитель транспортного средства представляет также образец системы снижения шума и двигатель, имеющий по крайней мере такой же объем цилиндров и расчетную максимальную мощность, как и двигатель, установленный на транспортном средстве, в отношении которого подается заявка на официальное утверждение по типу конструкции.

3.5 Компетентный орган должен проверить наличие удовлетворительных мер для обеспечения эффективного контроля за соответствием производства до предоставления официального утверждения.

    4 Маркировка



4.1 На элементах глушителя, исключая крепежные детали и трубопроводы, должны быть проставлены:

4.1.1 фабричная или торговая марка предприятия-изготовителя глушителя и его элементов;

4.1.2 торговое обозначение, присвоенное предприятием-изготовителем;

4.2 Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой даже после установки.

4.3 На элементе может быть проставлено несколько номеров официального утверждения, если он был официально утвержден в качестве элемента нескольких сменных глушителей.

    5 Официальное утверждение



5.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение на основании настоящих Правил, удовлетворяет требованиям разделов 6 и 7, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.

5.2 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 02, соответствующие поправкам серии 02, вступившим в силу 18 апреля 1995 года) представляют собой номер серии последних наиболее важных технических поправок, включенных в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер одному и тому же типу транспортного средства с другим глушителем или другому типу транспортного средства.

5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения, об отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

5.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен быть проставлен на видном и легкодоступном месте, указанном в карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

5.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

_____________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - (не присвоены), 37 - Турция, 38 - 39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

5.4.2 номера настоящих Правил, за которым следует буква R, тире и номер официального утверждения, проставленный справа от круга, предусмотренного в 5.4.1.

5.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других прилагаемых к Соглашению правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначения, предусмотренные в 5.4.1, повторять не следует; в этом случае номера правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех правил, на основании которых предоставлены официальные утверждения в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 5.4.1.

5.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

5.7 Знак официального утверждения проставляют на прикрепляемой изготовителем табличке, на которой приводят характеристики транспортного средства, или рядом с ней.

5.8 Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении 2.

    6 Спецификации

6.1 Общие спецификации

6.1.1 Транспортное средство, его двигатель и глушитель должны быть спроектированы, сконструированы и собраны таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой они могут подвергаться, транспортное средство соответствовало требованиям настоящих Правил.

6.1.2 Глушитель должен быть спроектирован, сконструирован и собран таким образом, чтобы он обладал достаточной устойчивостью против коррозии, воздействию которой он подвергается в условиях использования транспортного средства.

6.2 Спецификации, касающиеся уровня звука

6.2.1 Методы измерения

6.2.1.1 Измерение шума, производимого представленным на официальное утверждение типом транспортного средства, производится в соответствии с обоими методами, описание которых приведено в приложении 3, для транспортного средства, находящегося в движении, и для транспортного средства, находящегося в неподвижном состоянии*; при наличии транспортного средства, приводимого в движение с помощью электродвигателя, измерение производимого им шума должно осуществляться только в движении.

______________________

* Испытание транспортного средства, находящегося в неподвижном состоянии, проводят для установления контрольной величины, необходимой административным органам, применяющим этот метод для контроля транспортных средств, находящихся в эксплуатации.


Транспортные средства, максимально допустимая масса которых превышает 2800 кг, должны дополнительно подвергаться испытанию на измерение уровня шума, производимого сжатым воздухом, в неподвижном состоянии в соответствии со спецификациями, изложенными в приложении 6, если соответствующее тормозное оборудование является частью транспортного средства.

6.2.1.2 Обозначения, измеренные в соответствии с 6.2.1.1, должны быть указаны в протоколе и на карточке, соответствующей образцу, который приведен в приложении 1.

Значения, полученные в результате измерения, указанного в 6.2.1.1, должны быть занесены в протокол испытания и в свидетельство, соответствующее образцу, приведенному в приложении 1.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs