ГОСТ Р 41.51-99
(Правила ЕЭК ООН N 51)
Группа Т34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ
Uniform provisions concerning the approval of motor vehicles having at least
four wheels with regard to their noise emissions
ОКС 43.020
ОКП 45 1000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 51 ЕЭК ООН, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 51 с поправками серии 02 (с 18.04.95), Пересмотр 1 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕ/TRANS/505/Rev.1/Аdd.50/Rev.1, дата вступления в силу 05.05.96) “Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом” и включает в себя:
- Пересмотр 1 - Исправление 1 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕ/TRANS/505/Rev.1/Аdd.50/Rev.1/Corr.1, дата вступления в силу 15.11.96)
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 51 (далее - Правила).
Настоящие Правила содержат положения, касающиеся шума, производимого автотранспортными средствами, имеющими не менее четырех колес.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение: Официальное утверждение типа транспортного средства в связи с производимым им шумом.
2.2 тип транспортного средства: Автотранспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.2.1 формы или материалы кузова (в частности, отсека двигателя и его звукоизоляции);
2.2.2 длины и ширины транспортного средства;
2.2.3 типа двигателя (с принудительным зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), количества и объема цилиндров, количества и типа карбюраторов или систем впрыска, расположения клапанов, максимальной мощности и соответствующей частоты (частот) вращения двигателя или типа электродвигателя;
2.2.4 системы трансмиссии, числа передач и передаточных чисел;
2.2.5 системы снижения шума, как определено в 2.3 и 2.4;
2.2.6 независимо от положений 2.2.2 и 2.2.4 транспортные средства, не относящиеся к категориям М и N* и имеющие один и тот же тип двигателя и/или различные общие передаточные числа, могут рассматриваться как транспортные средства одного и того же типа.
_______________________
* В соответствии с определениями, содержащимися в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З) (TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3, приложение 7) (приводятся также в приложении 4)
Однако, если указанные выше различия требуют применения иного метода испытания, то эти различия должны рассматриваться как предполагающие изменение типа.
2.3 система снижения шума: Полный комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого автотранспортным средством и его выхлопными газами.
2.4 системы снижения шума различного типа: Системы снижения шума, имеющие следующие существенные различия, в частности:
2.4.1 системы снижения шума, элементы которых, указанные в 4.1, имеют различные фабричные и торговые марки;
2.4.2 системы снижения шума, в которых характеристики материалов, из которых изготовлен какой-либо элемент системы, являются различными или элементы которых имеют различную форму или размер, причем изменение способа нанесения покрытия (гальванизация, нанесение слоя алюминия и т. д.) не означает изменения типа;
2.4.3 системы снижения шума, в которых принципы работы хотя бы одного элемента системы являются различными;
2.4.4 системы снижения шума, элементы которых комбинируются различно;
2.4.5 системы снижения шума, в которых количество глушителей впуска и/или выпуска является различным.
2.5 элемент глушителя: Одна из составных частей, из которых состоит глушитель.
Этими элементами являются, в частности, выхлопные трубопроводы, резонатор (резонаторы), собственно глушитель (глушители).
2.5.1 Воздушный фильтр рассматривается в качестве элемента только в том случае, если его наличие необходимо для соблюдения предписанных пределов уровня звука.
2.5.2 Коллекторы не рассматриваются в качестве элементов глушителя.
2.6 максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше максимальной массы, допускаемой национальным компетентным органом).
2.7 мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах (ЕЭК), измеренная в соответствии с методом ЕЭК на основании Правил N 85.
3.1 Заявку на официальное утверждение типа транспортного средства в связи с производимым им шумом подает предприятие-изготовитель транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченный представитель.
3.2 К заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и указывают следующие данные:
3.2.1 описание типа транспортного средства в отношении характеристик, упомянутых в 2.2. Должны быть также указаны номера и/или обозначения, характеризующие тип двигателя и тип транспортного средства;
3.2.2 перечень надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит глушитель;
3.2.3 сборочный чертеж глушителя и указание о его размещении на транспортном средстве;
3.2.4 подробные чертежи каждого элемента, позволяющие легко идентифицировать его и определить его местоположение, а также сведения об использованных материалах.
3.3 В случае применения 2.2.6 техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения, по согласованию с предприятием-изготовителем выбирает в качестве транспортного средства, представительного для соответствующего типа, транспортное средство, имеющее наименьшую снаряженную массу и наименьшую длину, а также соответствующее спецификациям, изложенным в 3.1.2.3.2.3 приложения 3.
3.4 По просьбе технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, предприятие-изготовитель транспортного средства представляет также образец системы снижения шума и двигатель, имеющий по крайней мере такой же объем цилиндров и расчетную максимальную мощность, как и двигатель, установленный на транспортном средстве, в отношении которого подается заявка на официальное утверждение по типу конструкции.
3.5 Компетентный орган должен проверить наличие удовлетворительных мер для обеспечения эффективного контроля за соответствием производства до предоставления официального утверждения.
4.1 На элементах глушителя, исключая крепежные детали и трубопроводы, должны быть проставлены:
4.1.1 фабричная или торговая марка предприятия-изготовителя глушителя и его элементов;
4.1.2 торговое обозначение, присвоенное предприятием-изготовителем;
4.2 Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой даже после установки.
4.3 На элементе может быть проставлено несколько номеров официального утверждения, если он был официально утвержден в качестве элемента нескольких сменных глушителей.
5.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение на основании настоящих Правил, удовлетворяет требованиям разделов 6 и 7, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
5.2 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 02, соответствующие поправкам серии 02, вступившим в силу 18 апреля 1995 года) представляют собой номер серии последних наиболее важных технических поправок, включенных в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер одному и тому же типу транспортного средства с другим глушителем или другому типу транспортного средства.
5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения, об отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
5.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен быть проставлен на видном и легкодоступном месте, указанном в карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
5.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
_____________________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - (не присвоены), 37 - Турция, 38 - 39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
5.4.2 номера настоящих Правил, за которым следует буква R, тире и номер официального утверждения, проставленный справа от круга, предусмотренного в 5.4.1.
5.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других прилагаемых к Соглашению правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначения, предусмотренные в 5.4.1, повторять не следует; в этом случае номера правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех правил, на основании которых предоставлены официальные утверждения в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 5.4.1.
5.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
5.7 Знак официального утверждения проставляют на прикрепляемой изготовителем табличке, на которой приводят характеристики транспортного средства, или рядом с ней.
5.8 Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении 2.
6.1 Общие спецификации
6.1.1 Транспортное средство, его двигатель и глушитель должны быть спроектированы, сконструированы и собраны таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой они могут подвергаться, транспортное средство соответствовало требованиям настоящих Правил.
6.1.2 Глушитель должен быть спроектирован, сконструирован и собран таким образом, чтобы он обладал достаточной устойчивостью против коррозии, воздействию которой он подвергается в условиях использования транспортного средства.
6.2 Спецификации, касающиеся уровня звука
6.2.1 Методы измерения
6.2.1.1 Измерение шума, производимого представленным на официальное утверждение типом транспортного средства, производится в соответствии с обоими методами, описание которых приведено в приложении 3, для транспортного средства, находящегося в движении, и для транспортного средства, находящегося в неподвижном состоянии*; при наличии транспортного средства, приводимого в движение с помощью электродвигателя, измерение производимого им шума должно осуществляться только в движении.
______________________
* Испытание транспортного средства, находящегося в неподвижном состоянии, проводят для установления контрольной величины, необходимой административным органам, применяющим этот метод для контроля транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Транспортные средства, максимально допустимая масса которых превышает 2800 кг, должны дополнительно подвергаться испытанию на измерение уровня шума, производимого сжатым воздухом, в неподвижном состоянии в соответствии со спецификациями, изложенными в приложении 6, если соответствующее тормозное оборудование является частью транспортного средства.
6.2.1.2 Обозначения, измеренные в соответствии с 6.2.1.1, должны быть указаны в протоколе и на карточке, соответствующей образцу, который приведен в приложении 1.
Значения, полученные в результате измерения, указанного в 6.2.1.1, должны быть занесены в протокол испытания и в свидетельство, соответствующее образцу, приведенному в приложении 1.