BCH 206-87
---------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ПАРАМЕТРЫ ВЕТРОВЫХ ВОЛН, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ
НА ОТКОСЫ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕКАХ
Дата введения 1988-01-01
ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства СССР; Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС).
РАЗРАБОТАНЫ институтами Министерства транспортного строительства СССР:
Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) (ответственные исполнители: канд. техн. наук Юдин Л.Н., инж. Орлова К.М., кандидаты техн. наук Высоцкий А.Ф., Плакида М.Э., Балунов Ю.К.);
Государственным ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательским институтом по проектированию и изысканиям больших мостов (Гипротрансмост) (ответственные исполнители: канд. техн. наук Абрамов Ю.В., инж. Дудуляка В.А.);
Государственным проектным институтом по изысканиям и проектированию автомобильных дорог (Союздорпроект) (исполнитель канд. техн. наук Бликштейн С.М.).
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР.
СОСТАВЛЕНЫ в развитие и дополнение к нормам проектирования "Железные дороги" СНиП II-39-76, "Автомобильные дороги" СНиП 2.05.02-85, "Мосты и трубы" СНиП 2.05.03-84, "Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)" СНиП 2.06.04-82*.
СОГЛАСОВАНЫ: Государственным строительным комитетом СССР /ГОССТРОЙ СССР/, письмо АЧ-1722-8 от 6.04.87, Главным управлением пути (ЦП) МПС СССР, письмо N ЦПИ 6/22 от 14.10.86, Главным производственно-техническим управлением (Главдортех) Минавтодора РСФСР 7.07.86.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 2 ноября 1987 г. N МО-1117.
Вводятся впервые
1.1. Настоящие Нормы распространяются на речные транспортные берегоукрепительные сооружения откосного типа при проектировании вновь строящихся и реконструкции существующих объектов в системах МПС, Минавтодора РСФСР, Миндорстроя УССР, Минтрансстроя СССР и объектов других ведомств и министерств. Они предназначены для определения параметров ветровых волн и не рассматривают судовые волны, волны прорыва при авариях водохозяйственных объектов, а также иные гидрологические явления, возникающие от ветрового волнения в прибрежной зоне.
1.2. Рассматриваются берегоукрепительные сооружения для защиты откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог, пойменных насыпей и регуляционных сооружений мостов, подверженных волновым воздействиям, которые располагаются на берегах озер, водохранилищ, рек, а также при пересечении водоемов, водотоков и временно заливаемых участков, кроме озер Байкал, Балхаш, Онежское и Ладожское.
1.3. Нормы допускают (при соответствующем обосновании) использование результатов новых достижений науки в области расчета ветрового волнения, если это не ведет к уменьшению надежности и прочности укрепительных конструкций.
1.4. Покрытие, как правило, состоит из основного и облегченного, располагаемого за верхней и нижней границами основного.
1.5. Основное покрытие включает элементы:
покрытие;
подготовка или фильтр;
упор по нижней границе основного крепления.
1.6. Покрытие должно быть устойчиво против ударов волны, воздействия течений и льда. Кроме этого, должны быть учтены климатические условия, влияющие на долговечность, сохранность и работу покрытия (морозостойкость, агрессивность воды и т.п.). Облегченные покрытия не должны принимать ударов волн, припая ледяного покрова и ударов плавающих льдин.
1.7. Рекомендуемые типы покрытий откосов* транспортных гидротехнических сооружений:
а) основное** - наброска из камня (сортированного, несортированного, горная масса); бетонные плиты сборные; железобетонные плиты (сплошные монолитные, изготавливаемые на месте), сборные омоноличенные, сборные с открытыми швами; гибкие железобетонные сплошные; гибкие железобетонные решетчатые с заполнением ячеек камнем; асфальтобетонные плиты монолитные и сборные;
б) облегченное - гравийно-щебеночная наброска, посадка кустарника, грунт улучшенный.
_________________
* Укрепляемые откосы должны быть заложением .
** В зависимости от высоты воздействующей волны, а также ледовых нагрузок типы покрытий откоса, отнесенные к основному, могут располагаться в зоне облегченных покрытий.
1.8. Типы креплений откосов и их размеры в пределах подтопления на подходах к мостам и трубам и для откосов регуляционных сооружений следует принимать в зависимости от условий ледохода, воздействий волны и течения, соответствующих расчетному уровню воды.
1.9. Расчетная отметка обводнения поверхности откоса устанавливается из наблюдений над пиками ежегодных максимальных паводков или подъемов уровней и соответствует отметке пика паводка (подъему уровня), обеспеченность (или вероятность превышения) которого приведена для железных дорог в табл.1, а для автомобильных дорог в табл.2 в зависимости от категории железной и автомобильной дороги. Должны учитываться накат волны на откос, подпор и сгонно-нагонные колебания.
Таблица 1
Обеспеченность (вероятность превышения) уровня пика паводка | ||
Сооружения и категория железной дороги | Определение отметки верха крепления откоса | Назначение типа крепления, расчет его на устойчивость и прочность |
|
|
|
Насыпи подходов к мостам и трубам, дамбы регуляционных сооружений железных дорог: | ||
III категории (общей сети) | 0,33 | 2 |
IV категории (общей сети) | 1 | 2 |
IV и V категорий (подъездные пути, где по техническим причинам предприятий перерыв в движении не допускается) | 1 | 1 |
IV и V категорий (подъездные пути и внутренние пути промышленных предприятий) | 2 | 2 |
Для железных дорог общей сети обеспеченности расчетных уровней принимают различными при определении отметки верха крепления и его мощности. Для прочих железных (см. табл.1) и автомобильных дорог (см. табл.2) в обоих случаях обеспеченности расчетных уровней берут одинаковыми.
Сроки установления расчетных уровней воды (пиков паводков) и их отметки определяют по СНиП 2.01.14-83 с учетом фазовой однородности уровней, обусловленной режимом реки (сезонов).
Таблица 2
|
| Вероятность превышения максимальных расходов расчетных паводков |
|
|
|
IV, IV-п, V, I-с и II-с | 2* | |
Малые мосты и трубы | I | 1** |
| II, III, III-п, городские улицы, дороги | 2** |
| IV, IV-п, V и внутрихозяйственные дороги | 3** |
_________________
* В районах с малоразвитой сетью автомобильных дорог для сооружений, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 0,33 вместо 1% и 1 вместо 2%.
** В районах с развитой сетью автомобильных дорог для автодорожных малых мостов и труб при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 2 вместо 1%, 3 вместо 2%, 5 вместо 3%, а для труб на дорогах II-с и III-с категорий - 10%.
1.10. Верхняя граница крепления откоса располагается выше расчетного уровня (см. табл.1 и 2) на величину высоты наката волн, ветрового нагона и подпора, возможных при расчетном шторме (см. п.3.19 настоящих Норм), а также постоянного запаса м (СНиП II-39-76, СНиП 2.05.03-84).
Причем при расчете на уровни малой обеспеченности (0,33-5%) принимают в расчет величину высоты наката волны 1%-ной обеспеченности в системе волн расчетного шторма 50%-ной обеспеченности (1 раз в 2 года).
Для условий водохранилищ при расчетах на нормальный подпорный уровень (НПУ) и другие длительно стоящие уровни (50%-ной обеспеченности и более) принимают в расчет величину наката волны 1%-ной обеспеченности в системе волн расчетного шторма 4%-ной обеспеченности (1 раз в 25 лет).
1.11. Верхняя граница основного крепления доводится до отметки, соответствующей высоте наката волн 50%-ной обеспеченности по накату (эта высота получается умножением величины наката волны 1%-ной обеспеченности на коэффициент 0,68). Обеспеченность шторма принимается в соответствии с п.1.10.
1.12. Нижнюю границу основного крепления следует назначить на глубине , считая от расчетного уровня воды, но она не должна быть выше места припая ледяного покрова к откосу.
Высоту волны 1%-ной обеспеченности берут в системе шторма 50%-ной обеспеченности на расчетном уровне.
1.13. Верхняя граница облегченного покрытия определена в п.1.10. Покрытие расположено выше основного и должно противостоять действию потока воды при накате волны (скорость, давление и противодавление).
Скорости волнового потока на откосе рассчитывают по формулам ВСН 183-74, приведенным в рекомендуемом приложении 1. Давление и противодавление определяют по п.1.15 СНиП 2.06.04-82*.
1.14. Нижнюю границу облегченного покрытия откоса, расположенного ниже основного, назначают из условия неразмываемости грунтов откоса донными волновыми скоростями, которые также определяют по формулам* рекомендуемого приложения 1. При этом принимают среднюю длину и 1%-ную высоту волны в системе шторма 4%-ной обеспеченности на расчетном уровне.
_________________
* Приведенные формулы справедливы также для расчета размывающих скоростей в основании откоса в месте перехода крутых откосов в пляжные (пляжные откосы считаются с заложением ).
1.15. Конструкции основного и облегченного покрытий рассчитываются на прочность и устойчивость от воздействия волнового потока (скорость, давление и противодавление) волны 5%-ной обеспеченности в системе волн расчетного шторма 4%-ной обеспеченности на расчетном уровне.
Крепления откосов следует проектировать в соответствии с требованиями разд.1 СНиП 2.06.04-82* и настоящих Норм.
1.16. При применении гибких покрытий необходимо пользоваться Рекомендациями*.
____________________
* Рекомендации по проектированию и строительству гибких железобетонных покрытий откосов транспортных сооружений. M., ЦНИИС, 1984.
1.17. Обеспеченности для расчета параметров ветровых волн, назначаемые при определении мощности (толщины, массы), крепления и его границ в соответствии с изложенными пунктами настоящих Норм, приведены на рис.1 и табл.3.
Рис.1. Части и границы креплений:
1 - верхнее облегченное; 2 - основное; 3 - нижнее облегченное; I-IV границы креплений соответственно верхняя верхнего облегченного, верхняя основного, нижняя основного, нижняя нижнего облегченного
Таблица 3
Конструктивные элементы креплений | Уровень воды, % | Шторм, обеспеченность, % | Система | |
|
|
| волн | наката |
|
|
|
|
|
Границы креплений: | ||||
верхняя: |
|
|
|
|
облегченного | 0,33-550 | 50 | 1 | 1 |
| (п.1.10) | 4 | 1 | 1 |
|
| (п.1.10) | (п.1.10) |
|
основного | То же | То же | 1 | 50 |
| (п.1.11) | (п.1.11) | (п.1.11) | (п.1.11) |
нижняя: | Любой | 50 | 1 | - |
основного | расчетный | (п.1.12) | (п.1.12) |
|
| (п.1.12, табл.1, 2) |
|
|
|
облегченного | (табл.1, 2) | 4 | 1 | - |
|
| (п.1.14) | (п.1.14) |