Статус документа
Статус документа

ВСН 42-87
-------------------------------
Минтрансстрой СССР

 ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Дата введения 1988-01-01



РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минтрансстроя СССР (кандидаты технических наук Н.Ф.Хорошилов - руководитель темы; Н.А.Рябиков; инж. Н.С.Беззубик) и Союздорпроектом Минтрансстроя СССР (инженеры Г.И.Шейнис, С.В.Узин, С.А.Беляков).

ВНЕСЕНЫ Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) Минтрансстроя СССР.

СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем СССР 11 февраля 1987 г. N АЧ-618-8.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным техническим управлением Минтрансстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ Минтрансстроем СССР  10 июля 1987 г. N 271-р

С введением в действие "Инструкции по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог" ВСН 42-87 с 1 января 1988 г. утрачивают силу "Методические указания по проведению экономических изысканий автомобильных дорог" ВСН 42-60.

Настоящие нормы устанавливают объем и порядок сбора и обработки материалов экономических изысканий, необходимых для разработки схем развития сети автомобильных дорог, технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР).

1. ЗАДАЧИ, ХАРАКТЕР И СОСТАВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ



1.1. Задача экономических изысканий - сбор, обработка, систематизация и анализ исходных данных для обоснования народнохозяйственных предпосылок развития сети автомобильных дорог, установления экономической целесообразности, очередности и последовательности строительства или реконструкции отдельных автомобильных дорог и сооружений на них.

1.2. Экономические изыскания обязательны для всех объектов дорожного строительства и их реконструкции.

В зависимости от объектов и целей проектирования экономические изыскания подразделяют на сетевые (для разработки схем) и титульные (ТЭО и ТЭР объектов).

1.3. Сетевые изыскания проводят для составления схем развития дорожной сети области (края), республики, экономического района, отдельных промышленных и транспортных узлов и других производственно-территориальных комплексов, а также Генеральной схемы развития сети автомобильных дорог страны в целом.

Титульные изыскания проводят для разработки ТЭО и ТЭР автомобильных дорог и сооружений на них.

1.4. Экономические изыскания для разработки схем развития сети автомобильных дорог имеют конечной целью наметить и обосновать перспективы развития дорожной сети района изысканий для планирования проектно-изыскательских работ и капитального строительства. В схеме, исходя из перспектив развития производительных сил, определяют потребность в мощности сети, размеры и очередность капитальных вложений в строительство и реконструкцию дорог с учетом наиболее рационального обеспечения транспортных связей народного хозяйства и населения; обосновывают технико-экономические рекомендации по строительству отдельных дорог (обосновывающие материалы), потребные материальные ресурсы; рассчитывают народнохозяйственную эффективность затрат как в целом по сети, так и по отдельным объектам.

В зависимости от целей планирования схему развития сети дорог можно разрабатывать на отдельные группы дорог, например магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, основные дороги общего пользования, дороги, обслуживающие внутрихозяйственные перевозки, и др.

Схему развития сети автомобильных дорог разрабатывают на перспективу 15-20 лет; она является основой для планирования строительства и реконструкции автомобильных дорог и составления ТЭО и ТЭР.

1.5. Цель экономических изысканий для ТЭО и ТЭР - получить данные и обосновать оптимальный вариант направления отдельных дорог, выбрать трассы дорог и местоположение мостовых переходов, а также обосновать основные проектные решения, расчетную стоимость строительства или реконструкции, очередность и народнохозяйственную эффективность капитальных вложений.

1.6. Дополнительные экономические изыскания следует проводить при необходимости уточнения исходных данных при разработке проектов.

1.7. Работы, выполняемые при экономических изысканиях, проводят в два этапа:

собирают необходимые исходные экономические и технические материалы;

обрабатывают и анализируют собранные материалы;

определяют исходные показатели для экономического и технического проектирования.

1.8. Основная цель работ первого этапа - сбор материалов, характеризующих размещение и развитие производительных сил рассматриваемого региона, направления и величины транспортных связей, объемы и направления грузовых и пассажирских перевозок, размеры и режим движения автомобилей, а также сбор других данных, позволяющих определить технические показатели и народнохозяйственную эффективность капитальных вложений.

1.9. Цель работ второго этапа - получить расчетные технико-экономические показатели, необходимые для обоснования как общих рекомендаций по развитию сети автомобильных дорог, так и конкретных решений по отдельным объектам строительства.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ



2.1. Экономические изыскания осуществляют проектные организации в соответствии с тематическим планом проектно-изыскательских работ или согласно специальному решению директивных (планирующих) органов.

2.2. Для проведения экономических изысканий, как правило, формируют отдельные комплексные группы, в состав которых включают экономистов, дорожников, геологов и других специалистов. Руководство работами возлагается на главного инженера проекта.

2.3. Экономические изыскания выполняют в пределах сроков, установленных заказчиком на выполнение проектно-изыскательских работ.

2.4. Изыскания подразделяют на три периода: подготовительный, полевой и камеральный.

2.5. В подготовительный период необходимо:

изучить задание на проведение технико-экономических изысканий или участие в его разработке;

определить по мелкомасштабным картам район предстоящих изысканий;

ознакомиться по материалам научно-исследовательских и проектных институтов, а также по литературным источникам с размещением производительных сил района изысканий и перспективами их развития;

ознакомиться с материалами ЦСУ СССР (по справочникам), характеризующими показатели современного состояния развития производительных сил района изысканий;

ознакомиться с размещением и перспективами развития транспорта и состоянием сети автомобильных дорог района изысканий;

предварительно определить все заслуживающие внимания варианты направления проектируемой дороги или сети дорог и отобрать наиболее вероятные варианты для полевого обследования;

составить сметы на проведение изысканий;

разработать программу работы применительно к специфике района изысканий и наличию материалов изысканий прежних лет.

2.6. В полевой период необходимо:

составить список грузообразующих и пассажирообразующих точек, в том числе строящихся и проектируемых предприятий, ввод в действие которых предусмотрен в течение расчетного срока (форма N 1 обязательного приложения 1);

составить перечень автомобильных порог и подъездов в районе изысканий с характеристикой их технического состояния (форма N 2 обязательного приложения 1);

собрать сведения об объемах и направлениях перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом;

собрать сведения о перевозках, осуществляемых другими видами транспорта, для решения вопросов координации их работы с автомобильным транспортом;

изучить работу автотранспортных организаций и собрать данные, характеризующие транспортно-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта для последующих расчетов интенсивности движения автомобилей;

изучить материалы местных проектных и научно-исследовательских организаций и плановых органов, характеризующих перспективы развития отраслей хозяйства, динамику численности и подвижности населения района тяготения;

собрать и изучить данные непосредственного учета движения автомобильного транспорта, проведенного дорожно-эксплуатационной службой за предшествующие 15 лет;

получить исходные данные для определения экономической эффективности капитальных вложений;

провести контрольный учет грузового и пассажирского движения силами проектной организации (преимущественно при титульных изысканиях);

предварительно рассчитать объемы и направления автомобильных перевозок и транспортных связей грузо- и пассажирообразующих пунктов;

получить консультации у местных специалистов;

составить рабочие схемы по вариантам сети или вариантам рассматриваемого объекта.

Для получения сведений от соответствующих организаций в их адрес необходимо направлять письма-запросы (см. рекомендуемое приложение 2).

2.7. В камеральный период проводят обработку материалов изысканий, собранных в подготовительный и полевой периоды, применительно к объекту изысканий, составу и стадии проектных работ.

2.8. Рассчитанные по материалам экономических изысканий объемы перевозок грузов за отчетный год и на перспективные сроки подлежат согласованию с местными плановыми органами с оформлением протокола (или письма), в котором должны быть отмечены:

полнота и качество собранных материалов;

ожидаемый в перспективе объем перевозок грузов по дороге (сети дорог) или средние за расчетный период темпы их роста.

2.9. Развертыванию работ в полевой период предшествует ознакомление местных исполкомов депутатов трудящихся, плановых и статистических органов с задачами и методикой предстоящей работы с целью получить необходимое содействие при проведении изысканий.

2.10. Основным объектом экономических изысканий являются транспортные связи, определяющие объемы и направления перевозок грузо- и пассажирообразующих пунктов рассматриваемого региона.

Поскольку эти показатели не фиксируют в формах статистической отчетности, их следует рассчитывать на основе собранной исходной информации по районам изысканий.

2.11. Под районом изысканий подразумевается регион, предположительно подлежащий обслуживанию проектируемой сетью дорог или отдельной дорогой (мостом).

2.12. В период полевого обследования границы района изысканий уточняют и в конечном счете выявляют район тяготения, т.е. территорию, которую будет обслуживать проектируемая сеть дорог или отдельная дорога (мост).

2.13. Районом сетевых изысканий является вся административно-территориальная единица (область, край, республика, экономический район), а также сопредельные районы и города соседних административно-территориальных единиц. При титульных экономических изысканиях районом изысканий, как правило, является территория, примыкающая к проектируемой дороге (мосту) и ограниченная крупными естественными рубежами или ближайшими автомобильными дорогами той же или более высокой категории, имеющими такое же или более важное административное и народнохозяйственное значение.

2.14. Материалы, характеризующие развитие производительных сил в перспективе и изменение в связи с этим размеров и направлений транспортных связей должны быть получены в государственных республиканских или областных (краевых) плановых комиссиях, а также в научно-исследовательских и проектных организациях, разрабатывающих схемы перспективного развития народного хозяйства отдельных областей, промышленных районов, промышленно-территориальных комплексов, районов сельскохозяйственного освоения (СОПС, Гипрогор, НИИ районной планировки, институты Генплана и т.п.).

Аналогичные материалы по отдельным отраслям народного хозяйства следует получать в отраслевых научно-исследовательских и проектных организациях (Гипрозем, Гипроводхоз, Гипролеспром, Гидропроект, Гипрониицемент, Гипромолоко, Гипросахар, Гипротранстэи, Промтрансниипроект, Союзморниипроект, Гипроречтранс и т.п.). Перечень этих организаций уточняют в процессе обследования в зависимости от особенностей народнохозяйственной специализации района изысканий.

2.15. В случаях, когда упомянутые в п.2.6 проектные разработки отсутствуют, необходимо по согласованию с плановыми органами определить контуры района изысканий и основные направления развития его хозяйства, а также произвести исходные расчеты, определяющие качественные и количественные показатели транспортных связей на основе балансовых, нормативных и других расчетов.

2.16. Изучению подлежат: все виды транспорта в районе изысканий, их взаимодействие, размещение и перспективы развития; размещение и перспективы роста населения и населенных пунктов; размещение природных ресурсов и перспективы их освоения; размещение, специализация, производственные связи и перспективы развития всех отраслей народного хозяйства как в сфере производства, так и в сфере обслуживания населения.

2.17. Железные дороги в районе изысканий должны быть охарактеризованы как по протяженности, пропускной (провозной) способности отдельных железнодорожных линий, так и по наличию станций и узлов с оценкой их грузооборота. Особое внимание следует уделять тем станциям, грузооборот которых может оказать влияние на работу проектируемой сети автомобильных дорог, отдельной дороги (моста) в перспективе.

Водные пути следует изучать с точки зрения протяженности судоходных участков, сроков навигации, строительства каналов и водохранилищ, размещения портов и пристаней и их грузооборота, а также возможного взаимодействия водного транспорта с автомобильным при проектировании сети автомобильных дорог, отдельной дороги (моста).

Подробно следует изучать размещение и техническое состояние существующих автомобильных дорог: при сетевых изысканиях - как правило, все автомобильные дороги как общего пользования, так и другие в районе изысканий, при титульных - лишь те дороги, которые могут иметь экономическое значение по взаимосвязи с проектируемым объектом.

2.18. При определении объемов грузо- и пассажирооборота необходимо исходить из следующих основных требований, предъявляемых к транспорту:

перевозки грузов должны наиболее рационально распределяться между отдельными видами транспорта с учетом требований обслуживаемой клиентуры в установленные народнохозяйственным планом сроки;

перевозки пассажиров должны выполняться с полным удовлетворением потребностей населения в передвижении с необходимыми удобствами и минимальной затратой времени;

затраты на перевозку грузов и пассажиров и на связанные с ними операции должны быть минимальными.

2.19. В перечень (список) грузо- и пассажирообразующих точек следует включать все предприятия государственной добывающей и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные предприятия, строительные организации, предприятия государственной и кооперативной торговли и сферы обслуживания населения, базы по заготовке сельскохозяйственных продуктов, а также дома отдыха, санатории, пионерские и туристские лагеря, базы и автотранспортные организации, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки. Перечни грузо- и пассажирообразующих точек составляют по данным областных статистических управлений.

2.20. Сбор экономических показателей необходимо производить, как правило, за отчетный год и на перспективные расчетные сроки с разбивкой на промежуточные сроки, определяемые конечными годами периодов перспективного планирования (конечные годы соответствующих пятилеток).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs