Статус документа
Статус документа


ВСН 123-77
--------------------------------
Минтрансстрой СССР

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

     

ИНСТРУКЦИЯ
ПО УСТРОЙСТВУ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ ИЗ ЩЕБЕНОЧНЫХ, ГРАВИЙНЫХ И
ПЕСЧАНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБРАБОТАННЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ

     
Дата введения 1978-03-01



ВНЕСЕНА Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии)

СОГЛАСОВАНА с Госстроем СССР декабрь 1974 г.

УТВЕРЖДЕНА Министерством транспортного строительства СССР 22 марта 1977 г.

ВЗАМЕН "Инструкции по устройству покрытий и оснований из щебня (гравия), обработанного органическими вяжущими" (ВСН 123-65)


Инструкция предназначена для руководства при проектировании и строительстве дорожных покрытий и оснований из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими по способам пропитки, смешения на дороге, и из черного щебня, а также слоев износа по способу поверхностной обработки.

В Инструкции изложены требования к материалам, применяемым при строительстве таких покрытий, оснований и слоев износа, а также правила производства работ.

Инструкция не содержит требований к материалам и правила производства работ с применением эмульсий. Эти требования и правила приведены во вновь изданных "Технических указаниях по приготовлению и применению дорожных эмульсий" (ВСН 115-75).

При разработке Инструкции учтены результаты исследований последних лет, а также отечественный и зарубежный опыт строительства подобных покрытий.

Инструкция составлена сотрудниками Ленинградского филиала Союздорнии: заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, д-ром техн. наук, проф. А.А.Калертом, канд. техн. наук И.В.Филипповым, инж. Н.С.Ценюгой, а также канд. техн. наук Э.А.Казарновской (Союздорнии).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Покрытия, основания и слои износа из щебеночных (гравийных) и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими, разделяют на четыре вида:

слои износа, устроенные по способу поверхностной обработки;

покрытия и основания из фракционированного щебня с пропиткой или полупропиткой вяжущим;

покрытия и основания из песчаных, гравийных, щебеночных холодных смесей, приготовленных по способу смешения на дороге;

покрытия и основания из горячего, теплого или холодного фракционированного щебня, обработанного вяжущим в установке (черный щебень).

1.2. К конструкциям дорожных одежд, устраиваемых предлагаемыми способами, предъявляют следующие требования: соответствие всей дорожной конструкции требуемой прочности; соответствие вида покрытия перспективному движению и климатическим условиям; соответствие требованиям к составу и свойствам материалов покрытия и основания; экономичность при наибольшем использовании местных каменных и вяжущих материалов; возможность комплексной механизации и автоматизации работ с учетом местных условий; обеспечение требуемой ровности и шероховатости покрытий.

1.3. При выборе вида покрытия (табл.1) или основания (табл.2) учитывают интенсивность движения и состав транспортных средств, категорию дороги, климатические условия, обеспеченность каменными материалами, особенности технологии и механизации работ, местные производственные и экономические условия.

Таблица 1

     
Рекомендуемые виды покрытия в зависимости от категории автомобильной дороги и дорожно-климатической зоны



Категория автомобильной дороги

Дорожно- климатическая зона


III


IV


I


Покрытие из горячего черного щебня, из фракционированного щебня с пропиткой

     
Покрытие из теплого черного щебня

II и III

  

Покрытие из горячего, теплого и холодного черного щебня

  

  

Покрытие из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге

  

  

Покрытие из фракционированного щебня с пропиткой

IV, V

Покрытие из горячего черного щебня, из фракционированного щебня с пропиткой

Покрытие из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге

  

  

Покрытие из фракционированного щебня с пропиткой

  

  

Слои износа по способу двойной или тройной поверхностной обработки

          

Примечания. 1. Покрытия, указанные в табл.1, на дорогах IV категории не допускаются, если элементы плана и продольного профиля не соответствуют скорости движения автомобилей 80 км/ч - в равнинной, 60 км/ч - в пересеченной и 40 км/ч - в горной местности.

2. При реконструкции дорог V категории рекомендуется устраивать покрытия из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге с использованием медленногустеющих жидких битумов, или слои износа по способу двойной или тройной поверхностной обработки. Целесообразность устройства таких покрытий должна быть обоснована технико-экономическим расчетом.

Таблица 2

     
Рекомендуемые виды оснований в зависимости от категории автомобильных дорог и дорожно-климатической зоны


Категория автомобильной дороги

Дорожно-
климатическая зона


I и II


III и IV


I


Основание из теплого черного щебня


Основание из теплого черного щебня

II, III

Основание из горячего или теплого черного щебня, из фракционированного щебня с пропиткой

Основание из горячего или теплого черного щебня, из фракционированного щебня с пропиткой

IV, V

Основания из горячего черного щебня, из фракционированного щебня с пропиткой

Основание из горячего черного щебня

  

  

Основание из смеси, приготовленной смешением на дороге (при стадийном строительстве)

  

  

Основание из фракционированного щебня с пропиткой

1.4. При выборе основания дополнительно следует учитывать вид покрытия и конструкцию нижележащих слоев дорожной одежды.

В основаниях недопустимы слои, значительно отличающиеся от покрытий по жесткости, например, покрытие, построенное с применением вязких битумов, а основание - из холодных смесей на медленногустеющих битумах, что возможно только при стадийном строительстве.

Покрытия на основаниях из материалов, обработанных эмульсиями, устраивают с учетом срока формирования таких оснований.

1.5. В I и II дорожно-климатических зонах покрытия и основания устраивают преимущественно из черного щебня или из асфальтобетонных смесей.

1.6. При строительстве асфальтобетонных или цементобетонных покрытий в основании, как правило, применяют смеси, приготавливаемые в установке; в отдельных случаях основания устраивают из черного щебня или из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге. При реконструкции и капитальном ремонте дорог в качестве основания могут быть использованы существующие покрытия.

1.7. Перед устройством покрытия основание должно быть сформированным, плотным, ровным и чистым; его поперечный уклон должен быть равен поперечному уклону покрытия.

1.8. Покрытия, используемые в качестве оснований, должны быть плотными, недеформированными, сухими, очищенными от пыли. При необходимости их следует отремонтировать.

1.9. Покрытия по способу пропитки, смешения на дороге или из черного щебня устраивают на основаниях без применения вяжущих или из материалов, укрепленных цементом, местными вяжущими (золы уноса, гранулированные шлаки и др.), и на старых покрытиях всех видов. На этих же основаниях могут быть устроены слои износа способом поверхностной обработки.

При стадийном строительстве покрытия из черного щебня допускается устраивать на основаниях из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге и по способу пропитки.

1.10. Во II и III дорожно-климатических зонах поверхностная обработка обязательна на покрытиях из черного щебня и из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге.

В IV и V дорожно-климатических зонах поверхностная обработка обязательна на покрытиях, построенных по способу смешения на дороге из крупнозернистых смесей. На участках с продольными уклонами более 50‰ независимо от вида покрытия необходима поверхностная обработка повышенной шероховатости.

1.11. Минимальная толщина покрытия и основания зависит от наибольшего размера зерен материала, технологии работ и требуемой прочности дорожной одежды (табл.3).

Таблица 3

     
Наименьшие толщины покрытий и оснований, допускаемые по технологическим условиям



Материал слоя


Наименьшая толщина слоя, см


покрытий

оснований


Щебень, обработанный по способу пропитки


8


8

Щебень, обработанный по способу полупропитки

4

4

Щебеночные (гравийные) и песчаные смеси, приготовленные способом смешения на дороге

8

8

Черный щебень

5

5


Примечание. При реконструкции толщина покрытия, устраиваемого по способу смешения на дороге, может быть уменьшена до 5 см. Это должно быть обосновано технико-экономическим расчетом.

1.12. При стадийном строительстве дорожных одежд основания устраивают: способом пропитки, из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге, из черного щебня.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ

     
Щебень (гравий), керамдор, щебеночно(гравийно)-песчаные смеси



2.1. Для устройства всех трех видов (см. п.1.1) покрытий и оснований и слоя износа следует применять щебень, полученный дроблением горных пород или валунного камня, щебень из гравия, щебень из металлургических шлаков устойчивой структуры, гравий, отвечающие требованиям ГОСТ 8267-75, ГОСТ 10260-74, ГОСТ 3344-73, ГОСТ 8268-74 и пп.2.3 и 2.7 настоящей Инструкции.

2.2. В качестве каменного материала можно применять искусственный керамический щебень (гравий) - керамдор, который по показателям дробимости, износа и морозостойкости должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-75 или ГОСТ 8268-74 и пп.2.3-2.6 Инструкции.

2.3. Марку щебня (гравия) выбирают по табл.4.

Таблица 4

     
Требования к щебню (гравию) для устройства покрытий, оснований и слоев износа




Показатели

Щебень для слоев, устраи-
ваемых способом поверх-
ностной обработки

Щебень для покрытий, устраиваемых способом пропитки

Холодные смеси, приготовленные способом смешения на дороге

Черный щебень (горячий, теплый и холодный)

  

  

Покры-
тие

Осно-
вание

Покры-
тие

Осно-
вание

Покры-
тие

Осно-
вание


Марка по прочности или по дробимости, не ниже:


  

  

  




     щебня из изверженных пород и керамдора

1000

800

600

800

600

800

600

     щебня из осадочных и метаморфических пород

800

600

600

600

300

600

300

     гравия и щебня из гравия

Др 12

Др 12

Др 16

Др 16

Др 24

Др 12

Др 16

Марка по износу в полочном барабане, не ниже:

  

  

  

  

  

  

  

     щебня из изверженных пород, керамдора

  

  

  

  

  

  

  

     щебня из шлака устойчивой структуры

И-II

И-III

И-IV

И-IV

И-IV

И-III

И-IV

     щебня из осадочных и метаморфических пород

И-III

И-IV

И-IV

И-IV

И-IV

И-IV

И-IV

     гравия и щебня из гравия

И-II

И-IV

И-IV

И-IV

И-IV

И-IV

И-IV

Степень морозостойкости щебня (гравия) не ниже:



  





     в суровых климатических условиях

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

     в умеренных

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 25

Мрз 15

      "  мягких

Мрз 15

Мрз 15

Мрз 15

Мрз 15

Мрз 15

Мрз 15

Мрз 15

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».