ГОСТ 24.501-82
Группа П87
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ
Общие требования
Road transport automatic control systems. General requirements
Дата введения 1983-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.01.82 N 229
ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД) и устанавливает требования к АСУД в целом и отдельным видам ее обеспечения.
Требования к технической документации на АСУД приведены в обязательном приложении.
1.1. Назначение и состав АСУД
1.1.1. АСУД предназначена для управления движением транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети города или автомагистрали.
1.1.2. В зависимости от уровня сложности АСУД объектом управления могут быть движущиеся транспортные средства и пешеходные потоки на:
- отдельном перекрестке или въезде на автомагистраль;
- автомагистрали;
- дорожной сети.
1.1.3. АСУД должна включать в свой состав техническое, программное, информационное и организационное обеспечения.
1.2. Функции АСУД
1.2.1. Функции АСУД подразделяют на управляющие, информационные и вспомогательные.
1.2.1.1. В зависимости от уровня сложности АСУД ее управляющими функциями могут быть:
- автоматическое локальное управление движением транспортных средств на отдельных перекрестках (въездах);
- автоматическое координированное управление движением транспортных средств на группе перекрестков;
- координированное управление движением транспортных средств на дорожной сети города, автомагистрали (или на их участках) с автоматическим расчетом (выбором) программ координации (совокупности управляющих воздействий);
- установление допустимых или рекомендуемых скоростей;
- перераспределение транспортных потоков на дорожной сети;
- автоматический поиск и прогнозирование мест заторов на участках дорожной сети и автомагистрали с выбором соответствующих управляющих воздействий;
- обеспечение преимущественного проезда транспортных средств через перекрестки или автомагистрали;
- оперативное диспетчерское управление движением транспортных средств на отдельных перекрестках (въездах) или группе перекрестков.
1.2.1.2. К информационным функциям относятся:
- формирование сигналов и индикация данных о характеристиках транспортных потоков (для автомагистрали дополнительно о метеорологических условиях и состоянии дорожного покрытия);
- накопление, анализ и вывод статистических данных о параметрах объекта управления, а также о режимах функционирования АСУД в целом и отдельных технических средств и об их неисправностях;
- обеспечение возможности визуального наблюдения за движением транспортных средств на участках дорожной сети и автомагистралях с помощью телевизионной аппаратуры (при необходимости);
- формирование сигналов о нарушениях правил дорожного движения (при необходимости);
- обеспечение аварийно-вызывной связи вдоль автомагистралей;
- обеспечение возможности оперативной связи оператора системы с дорожно-патрульной службой, службами скорой медицинской и технической помощи, дорожно-эксплуатационными службами;
- регистрация смены режимов работы АСУД, регистрация и анализ срабатываний устройств блокировок и защиты.
1.2.1.3. К вспомогательным функциям АСУД относится автоматизация процессов подготовки исходных данных, кодирования, анализа и т.п.
1.3. Перечень функций конкретной АСУД выбирают из приведенных в п.1.2 в зависимости от объекта управления систем (п.1.1.2) и приводят в техническом задании на создание АСУД. Допускается вводить дополнительные управляющие и информационные функции.
1.4. Основными показателями эффективности АСУД являются:
- время задержки транспортных средств на перекрестках (въездах);
- число остановок транспортных средств на перекрестках;
- расход топлива;
- средняя скорость движения транспортных средств;
- пропускная способность дорожной сети;
- уровень безопасности движения.
2.1. ТОсновными показателями эффективности АСУД