Статус документа
Статус документа

ВСН 137-89/Минтрансстрой СССР Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР

3. ИЗЫСКАНИЯ



3.1. При инженерных изысканиях автозимников целесообразно широко использовать аэрофотосъемку и аэровизуальные наблюдения. Для обеспечения работы изыскательских партий на территории, удаленной от экономически развитых и обжитых районов, в условиях сурового климата, при отсутствии путей сообщения следует предусматривать применение санно-тракторных поездов, вездеходов и вертолетов.

3.2. Объем и сроки проведения изыскательских работ следует корректировать в зависимости от сложности топографических, мерзлотно-грунтовых и геологических условий с учетом освоенности района изысканий (в том числе и наличия дорог).

Предварительно необходимо провести аэрофотосъемку местности в направлении прокладки трассы, оконтурить участки со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями и опасные в отношении развития селей, лавин, наледей, обвалов, солифлюкции, термокарста и т.д. и наметить трассу на карте в обход опасных участков.

3.3. Инженерные изыскания предусматривают выполнение в сокращенном объеме топографических, мерзлотно-грунтовых и инженерно-геологических работ, а также гидрометеорологических обследований, необходимых для уточнения вариантов трассы, определения основных объемов работ и составления рабочего проекта, в котором дается окончательный вариант прокладки трассы с детализацией особо сложных участков.

3.4. При трассировании автозимников по суше необходимо учитывать, что прокладка трассы:

в пересеченной местности требует выполнения значительных объемов земляных работ;

в залесенной местности повышает стоимость строительства из-за рубки просеки и корчевки пней, но уменьшает до минимума затраты на зимнее содержание и борьбу со снежными заносами;

на открытой равнинной местности, болотах и марях возможна длинными прямыми участками с незначительными продольными уклонами при малом объеме земляных работ, но при условии принятия мер против снежных заносов;

по косогорам наименее выгодна, так как связана с увеличением объема земляных работ, количества углов поворота и пересечений тальвегов, с возможностью оползней и снежных заносов.

Наиболее целесообразный вариант трассирования в каждом конкретном случае выбирают на основе технико-экономического расчета с учетом продолжительности использования автозимника, его категории, характера метелевой деятельности, наличия или потенциальной возможности возникновения наледей, оползней и т.д.

При обосновании варианта трассы регулярного автозимника следует учитывать возможность его перевода в перспективе в автомобильную дорогу круглогодичного действия с минимальным количеством бросовых участков трассы.

3.5. Автозимники по льду рек и озер (морей) можно прокладывать длинными прямыми и горизонтальными участками при минимальных объемах работ, однако продолжительность эксплуатации таких автозимников меньше, чем сухопутных.

При трассировании ледовых автозимников необходимо тщательно проверить состояние и толщину ледяного покрова. Если река непригодна под автозимник из-за резкой извилистости русла, наличия наледей, многослойного льда, крупных камней и порогов в русле, пропарин и торосов, необходимо исследовать возможность прокладки трассы в пойме реки.

3.6. На плесах реки автозимник рекомендуется трассировать вблизи фарватера (место наибольших глубин), где ледяной покров более ровный и устойчивый.

Если фарватер подходит вплотную к обрывистым берегам, где возможны снежные заносы и обвалы, трассу необходимо прокладывать в стороне от фарватера. Следует избегать прокладки трассы по линии резкого изменения глубины реки.

3.7. Автозимник следует трассировать по протокам реки, если они совпадают с направлением трассы, а устройство автозимника не вызовет образования речных наледей.

3.8. Трассу автозимника по льду крупных озер (например, Байкала) и морей следует предусматривать в удалении от берега. Наиболее опасны участки ледяного покрова в районах выступающих мысов, а также участки нагромождения торосов и образования сугробов, где, как правило, встречаются пропарины и нерпичьи отдушины.

3.9. Трассу автозимника по возможности следует проектировать на снегонезаносимых участках. Эти участки устанавливают на основе наблюдений, проводимых в период изысканий, а также сведений, получаемых от населения.

Наиболее благоприятными с точки зрения снегонезаносимости являются залесенные участки местности, подветренные стороны снегосборных бассейнов (ровные поля или безлесные склоны возвышенности), нижние и верхние части подветренных и нижние части наветренных склонов возвышенностей.

3.10. Автозимники на снегозаносимых участках трассируют в каждом конкретном случае на основе анализа материалов изысканий с учетом рельефа местности, направления господствующих ветров и их скорости, мощности снежного покрова и объемов переносимого при метелях снега.

Трассу автозимника на снегозаносимых участках следует по возможности совмещать с направлением господствующих ветров или располагать под углом к ним не более 30°. Если трасса автозимника проходит через пониженные места (ложбины, глубокие балки и овраги, котловины и т.д.), то следует предусматривать обход их с подветренной стороны или пересечение по кратчайшему расстоянию.

3.11. Располагать трассу автозимника на подветренных склонах косогоров не рекомендуется, предпочтение следует отдавать водораздельным ходам и наветренным склонам косогоров.

В широких долинах трасса должна находиться не менее чем в 50 м от подошвы ближайшей возвышенности с наветренной стороны и не менее чем в 60 м - с подветренной.

3.12. Следует предусматривать, как правило, обход участков местности, в пределах которых наблюдается развитие наледей или прогнозом установлена потенциальная возможность их возникновения в процессе строительства и эксплуатации автозимника.

Благоприятными для трассирования автозимника по инженерно-геологическим условиям являются: равнинные участки высоких речных террас и водоразделов; склоны антиклинальных долин и дренированные склоны речных долин с падением пластов вглубь склона; склоны и террасы южной экспозиции, где отсутствуют вечномерзлые грунты и надмерзлотные воды; водотоки с глубокими узкими руслами, заросшими растительностью.

Неблагоприятными являются склоны северной экспозиции с неглубоким залеганием вечномерзпых грунтов и наличием надмерзлотных вод, места с выходом подземных вод, сильнозаболоченные склоны, водотоки с распластанными руслами и малыми глубинами.

3.13. Появление наледей в результате строительства автозимников возможно:

при пересечении практически всех водотоков в горной местности;