Статус документа
Статус документа

ВСН 137-89/Минтрансстрой СССР Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ


Сухопутные автозимники



4.1. Техническое состояние сухопутного автозимника во многом зависит от правильного выбора конструкции с учетом местных природных условий и требований, предъявляемых к автозимнику по прочности, устойчивости и безопасности движения.

Сухопутные автозимники проектируют с учетом рельефа местности, вида подстилающего основания, состояния грунтов основания и характера метелевой деятельности в районе строительства.

4.2. Сухопутные автозимники на участках с прочными грунтовыми основаниями проектируют в соответствии с поперечными профилями, приведенными на рис.1. Для выравнивания оснований, сложенных скальными и щебенистыми грунтами, на регулярных автозимниках I-III категорий и временных автозимниках I-II категорий следует предусматривать устройство выравнивающего слоя из гравия или щебня.     


Рис.1. Поперечные профили автозимников на прочных грунтовых основаниях:

     1 - снежный покров; 2 - уплотненный снег на обочинах; 3 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 4 - выравнивающий слой из гравия, щебня или песка; 5 - спланированное основание

 


Конструкции типов 1 и 2 назначают на снегонезаносимой местности в корытообразном поперечном профиле и устраивают методом постепенного наращивания снежного полотна по мере выпадения снега в течение зимы.     


На открытой местности корытообразный поперечный профиль автозимника подвержен снежным заносам. При объемах снегопереноса до 150 м/м автозимники с поперечным профилем типов 3 и 4 в сочетании с проведением мер по снегозащите (например, прокладка траншей в придорожной полосе) почти полностью предотвращают опасность снежных заносов дороги.

4.3. На косогорных участках местности регулярные автозимники проектируют в полунасыпи-полувыемке в соответствии с поперечными профилями типов 5 и 6 (рис.2). При этом поперечный профиль типа 6 следует предусматривать на участках возможного выхода грунтовых вод на поверхность и образования наледей.

     

Рис.2. Поперечные профили автозимников на косогорах:

1 - снежный покров; 2 - нагорная канава; 3 - нагорный валик; 4 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 5 - уплотненный снег на обочинах; 6 - грунтовая насыпь на косогоре; 7 - утепленный лоток для отвода грунтовых вод;    - направление движения грунтового потока



На временных автозимниках, устраиваемых на косогорных участках, допускается для выравнивания косогоров, вместо земляных работ, укладка клеток из жердей или бревен с последующей засыпкой их снегом и поливом водой.

4.4. При прохождении трассы по заболоченным поймам и долинам рек конструкции автозимников назначают в соответствии с поперечными профилями типов 7 и 8 (рис.3).

Рис.3. Поперечные профили автозимников, прокладываемых по заболоченным поймам и долинам рек:

1 - снежный покров; 2 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 3 - уплотненный снег на обочинах; 4 - лед; 5 - мохорастительный покров; 6 - перемешанный с мохорастительным покровом грунт, спланированный и уплотненный



Поперечный профиль типа 7 назначают на участках, в основании которых отсутствует подземный лед. При этом целесообразно предусматривать в проектах удаление мохорастительного покрова, заполнение корыта дороги водой с последующим ее замораживанием для создания ровного и прочного основания.

Во избежание развития термокарстовых и термоэрозионных процессов в зоне вечной мерзлоты, при залегании в основании подземных льдов близко от поверхности, мохорастительный покров и кочки не удаляют, а тщательно рыхлят и перемешивают с грунтом на полосе проезжей части, планируют и уплотняют (тип 8, рис.3).