1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование, строительство и содержание строящихся и реконструируемых зимних автомобильных дорог на территории Сибири и Северо-Востока СССР, где выделяется четыре основных района со специфическими природными условиями. Краткая географическая характеристика районов и основные климатические показатели зимнего периода на указанной территории приведены в обязательном приложении 1.
Настоящие нормы можно использовать также при проектировании и строительстве зимних автомобильных дорог на европейской части СССР с устойчивым и продолжительным зимним периодом, корректируя на местах отдельные положения норм в соответствии с природно-климатическими особенностями района строительства.
1.2. К зимним автомобильным дорогам - автозимникам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.
1.3. Автозимники подразделяются следующим образом:
а) по продолжительности эксплуатации:
регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе;
временные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов;
разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей;
б) по расположению на местности:
сухопутные, прокладываемые по суше;
ледовые, прокладываемые по льду рек, озер, водохранилищ или морей;
ледяные переправы через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия;
в) по продолжительности использования сезона:
обычные, предназначенные для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха;
автозимники с продленными сроками эксплуатации, обеспечивающие проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года.
1.4. Регулярные и временные автозимники в зависимости от расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения делятся на три категории:
I - с перспективной (на 3-5 лет) грузонапряженностью свыше 100 тыс.т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5 т, свыше 500 авт/сут;
II - с перспективной грузонапряженностью от 50 до 100 тыс.т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения от 150 до 500 авт/сут;
III - с перспективной грузонапряженностью до 50 тыс.т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения до 150 авт/сут.
1.5. Автозимники надлежит проектировать с учетом типов транспортных средств и организации перевозок во времени по мере изменения несущей способности полотна автозимника.
При обосновании проектных решений необходимо учитывать, что автозимники должны отвечать следующим требованиям:
сооружаться быстрыми темпами из местных строительных материалов при максимальной механизации работ;
выдерживать расчетные нагрузки всех видов транспортных средств (колесные, гусеничные, санные поезда) и обеспечивать их проезд с расчетными скоростями в течение требуемого срока эксплуатации;
легко восстанавливаться после разрушения от воздействия транспортных средств и природных факторов.