Статус документа
Статус документа

ВСН 84-89/Минтрансстрой СССР Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты

4. СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

     
Основные положения по организации строительства и производству работ



4.1. Строительство автомобильных дорог осуществляют в соответствии с проектом производства работ (ППР), в котором отражены сроки и технология выполнения рабочих процессов с учетом принятых принципов проектирования, конструкций дорог, местных климатических и мерзлотно-грунтовых условий с обязательным соблюдением требований пп.3.27, 4.94.

4.2. На участках, где земляное полотно запроектировано по первому принципу, сроки проведения подготовительных и основных работ должны строго соблюдаться. Запрещается переносить отдельные виды работ на более поздние сроки, не предусмотренные проектом. Изменения, необходимость которых возникает в процессе строительства (производство работ в летний период и пр.), могут быть допущены после согласования с организацией, разработавшей проект, и по разрешению утвердивших его учреждений.

4.3. При разработке ППР следует исходить из того, что основной объем земляных работ должен быть выполнен в зимнее время, когда можно максимально использовать естественный холод для промораживания грунтов в основании и тем самым снизить техногенное воздействие на них, что отвечает требованиям охраны окружающей среды.

4.4. В течение короткого летнего периода необходимо:

довести земляное полотно, отсыпанное в зимний период, до требуемых параметров путем уплотнения тела насыпи, планировки откосов, укрепительных работ;

заготовить грунт, в том числе гидромеханизированным способом, для работ в зимний период;

выполнить укрепительные и отделочные работы на искусственных сооружениях;

устроить дорожное основание и покрытие;

заготовить асфальто- и цементобетонные смеси в необходимом объеме путем организации работы заводов в 2-3 смены.

4.5. В зимний период необходимо:

построить автозимники, возвести временные здания и сооружения, расчистить дорожную полосу и подготовить карьеры дорожно-строительных материалов, в том числе грунтовые, для разработки грунта зимой и в следующий летний период;

доставить на объекты машины, механизмы, строительные и горюче-смазочные материалы;

произвести буровзрывные работы на участках с мерзлыми грунтами, которые при оттаивании переходят в текучее состояние;

соорудить временные землевозные дороги между карьерами и трассой, возвести насыпи из скальных, а также несмерзающихся галечно-гравийных и песчаных грунтов на подходах к мостам, на марях, болотах и других участках со слабыми основаниями; отсыпать бермы и утеплить откосы;

устроить дорожные одежды: заготовить, переработать и вывезти каменные материалы на трассу и заводы (АБЗ, ЦБЗ); изготовить сборные железобетонные изделия; устроить щебеночное (гравийное) основание; уложить сборные железобетонные плиты, а также монолитное цементобетонное основание с применением методов зимнего бетонирования.

4.6. Для выполнения земляных работ в заданные сроки должны быть укомплектованы три отряда машин: по выполнению подготовительных работ и разработке грунта в карьерах; по возведению земляного полотна, запроектированного по первому принципу (преимущественно в зимнее время); по возведению земляного полотна, запроектированного по второму принципу ( в летний и частично в зимний период).

4.7. При комплектовании отрядов учитывают реальную продолжительность строительного сезона, которая зависит от климатических условий и вида применяемых грунтов.

Насыпи из крупнообломочных или песчаных грунтов возводят круглогодично. Расчетное количество рабочих смен в этом случае определяют по формуле

                                                 (8)

где - календарная продолжительность года, сут;

        - количество выходных и праздничных дней в году;

- количество нерабочих дней из-за неблагоприятных метеорологических условий (температура воздуха ниже минус 35 °С);

- коэффициент сменности работы машин.

4.8. Продолжительность сезона, в течение которого устраивают земляное полотно из глинистых грунтов боковых резервов, определяют с учетом длительности безморозного периода, скорости оттаивания грунтов, количества дней с осадками, приводящими к переувлажнению грунтов, и времени их просыхания.

Количество рабочих смен рассчитывают по формуле

           (9)