5.46. Дополнительное защитное покрытие металлоконструкций труб выполняется с применением битумных наполненных и ненаполненных мастик, полимерных лакокрасочных материалов или эмалей в соответствии с требованиями проекта и настоящей Инструкции.
5.47. Наполненные битумные мастики наносят на секции труб на притрассовых производственных предприятиях (полигонах), где производится сборка секций. Нанесение покрытия на строительной площадке не допускается.
5.48. Ненаполненные битумные мастики должны наноситься на элементы или звенья труб способом погружения в заводских условиях или в крытых помещениях на полигонах.
5.49. Полимерные лакокрасочные материалы и эмали должны наноситься на элементы только в заводских условиях с соблюдением требований, изложенных в приложении 10.
5.50. На строительной площадке битумной наполненной мастикой покрывают только незащищенные концы секций, соединительные элементы и дефектные места, появившиеся в покрытии при транспортировании и сборке секций.
5.51. В зимних условиях допускается нанесение битумных наполненных мастик на соединительные элементы, незащищенные концы секций и дефектные места при температуре воздуха не ниже минус 20 °С. При этом поверхности следует подогревать до температуры 40-50 °С газовоздушными горелками типа ГВПИ или ГВПЛ (однофакельными или многофакельными). Очистку труб, нанесение на них грунтовки и защитного слоя покрытия следует производить под прикрытием переносных навесов.
5.52. Битумную грунтовку и наполненные мастики следует применять, как правило, заводского производства. Допускается приготовлять их на полигонах, где осуществляется сборка секций труб.
НАНЕСЕНИЕ БИТУМНЫХ НАПОЛНЕННЫХ МАСТИК
5.53. Наполненные мастики (битумно-резиновые и битумно-минеральные) наносят на поверхность секций труб, покрытых битумной грунтовкой.
5.54. Битумную грунтовку следует приготовлять согласно требованиям п.4 приложения 9.
Грунтовку следует хранить в герметически закрытых сосудах (бочках, бидонах, флягах и др.) в огнестойком помещении не ближе 5 м от источников огня. Загустевшую при хранении битумную грунтовку следует разжижать бензином. Бензин добавляют в количестве, необходимом для получения битумной грунтовки требуемой вязкости.
5.55. Перед нанесением грунтовки поверхность секций или труб следует очистить от грязи, пыли, наледи, масляных и нефтяных пятен. Твердые наслоения снимают металлическими щетками, лед удаляют газовоздушными горелками, нефтяные пятна снимают ветошью, смоченной в бензине. Очищенную поверхность осушают с помощью газовоздушных горелок.
5.56. Грунтовку следует наносить на сухую поверхность сразу после очистки трубы, избегая образования сгустков, подтеков, пузырей.
Грунтовку наносят с помощью установки, состоящей из емкости с грунтовкой и распыляющей пневмофорсунки. Рекомендуемая установка с передвижным компрессором типа КСЭ-6М или О-38Н и красконагнетательными баками типа С-764, С-411А или С-865 Вильнюсского завода строительно-отделочных машин Минстройдормаша СССР.
Установку комплектуют шлангами диаметром 9 мм с краскораспылителями типов О-45 и С-592. Грунтовка наносится методом распыления сжатым воздухом. Различные головки, придаваемые пистолету, обеспечивают получение факелов разных форм и размеров и выполнение соответствующих объемов работ (см. приложение 15).
Для той же цели допускается применение агрегатов типа С-562 или С-562А Вильнюсского завода строительно-отделочных машин.
Грунтовку на отдельные места трубы на строительной площадке допускается наносить кистью.
5.57. Битумно-резиновая мастика поставляется промышленностью или изготавливается на месте согласно пп.1 и 2 приложения 9.
Перед применением битумно-резиновой мастики марки МБР-90 или МБР-65, поставляемой промышленностью, ее измельчают, загружают в варочные котлы, расплавляют и доводят до температуры 180-200 °С.
5.58. На гофрированные поверхности труб битумно-резиновую мастику марки МБР-65 следует наносить механизированным способом преимущественно с пневмораспылением ее. Нанесение ее может быть осуществлено с помощью передвижной битумной установки ПКБ Главстроймеханизации (см. приложение 15).
Для получения равномерного слоя толщиной 2 мм мастика, транспортируемая по шлангу, должна наноситься форсункой, удаленной от поверхности не менее чем на 0,5 м и не более чем на 1,5 м.
5.59. При ремонте покрытия битумно-минеральные мастики (битуминоли) марок Н-1 и Н-2, а также битумно-резиновую мастику марки МБР-90, приготовленные согласно требованиям пп.1-3 приложения 9, можно наносить на гофрированные поверхности металлических труб способом подливки. Горячая мастика подается из лейки и сразу же разравнивается путем перемещения расплава вдоль гофра профилированными шпателями (см. приложение 15, п.16).
Дополнительное защитное покрытие стыков следует производить такими же материалами, которыми защищены элементы трубы.
5.60. В процессе нанесения на трубу защитных покрытий при температуре воздуха ниже 30 °С рабочая температура разогретой битумной мастики должна быть в пределах 160-180 °С, а при температуре воздуха выше 30 °С температуру битумной мастики снижают до 150 °С.
5.61. Дополнительное защитное покрытие (грунтовка, мастика), начатое на отдельном участке трубы, необходимо полностью закончить в течение рабочего дня. Покрытие следует наносить послойно; каждый слой мастики должен наноситься на застывший предыдущий слой. На внутреннюю поверхность трубы защитное покрытие следует наносить после завершения работ на наружной поверхности трубы.
5.62. На секциях труб, покрываемых наполненными мастиками типа Б-1, Б-2 или Б-3, следует оставлять без защитного покрытия полосы шириной 100-150 мм на наружной и внутренней поверхностях торцов для удобства установки на строительной площадке соединительных элементов.
Если секции труб покрыты указанными наполненными битумными мастиками, то соединительные элементы, включая поперечные и продольные стыки, должны быть защищены такими же мастиками после монтажа конструкций.