Статус документа
Статус документа


ВСН 201-85
---------------------
Минтрансстрой

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

     

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ДЛЯ ОБУСТРОЙСТВА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА СЕВЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И В ДРУГИХ РАЙОНАХ ТУНДРЫ С АНАЛОГИЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ



Дата введения 1985-07-01



РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минтрансстроя и Омским филиалом Союздорнии при участии Союздорпроекта и СибЦНИИСа Минтрансстроя, Свердловского филиала Гипротюменнефтегаза Миннефтепрома, Сибнипигазстроя Миннефтегазстроя.

ИСПОЛНИТЕЛИ: кандидаты технических наук Б.И.Попов (руководитель работы), А.С.Плоцкий, Ю.Е.Никольский, Б.В.Белоусов, А.С.Баранковский, В.М.Бескровный, Ю.Н.Высоцкий, инженеры Г.Э.Бруг, О.Г.Бабак (Омский филиал Союздорнии), д-р техн.наук В.Д.Казарновский, инж.Ю.М.Львович (Союздорнии), канд.техн.наук В.Д.Браславский (Союздорпроект), кандидаты технических наук А.А.Цернант, Е.П.Орлов (СибЦНИИС), кандидаты технических наук Г.Д.Михайлов, А.П.Глызин (Свердловский филиал Гипротюменнефтегаза), кандидаты технических наук Б.Е.Огороднев, В.П.Курамин, инж.В.П.Коротин (Сибнипигазстрой). В разработке отдельных вопросов участвовали инженеры А.П.Казаков, С.М.Козырев, И.Б.Старцев (Омский филиал Союздорнии), Б.А.Знаменский, Н.Н.Садовская (Свердловский филиал Гипротюменнефтегаза).

ВНЕСЕНЫ Союздорнии и Омским филиалом Союздорнии.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным техническим управлением Минтрансстроя.

СОГЛАСОВАНЫ

с Госстроем СССР N ДП-1995-1 8.05.85

с Мингазпромом N АК-896 15.05.85

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства транспортного строительства от 31 мая 1985 года N 177

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование и строительство автомобильных дорог, предназначенных обеспечивать расчетные объемы грузоперевозок при обустройстве и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской обл. и других районах тундры с аналогичными условиями на участках залегания вечномерзлых грунтов.

1.2. Наряду с требованиями настоящих ведомственных строительных норм при проектировании и строительстве рассматриваемых дорог на участках вечной мерзлоты следует руководствоваться Инструкцией по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты ВСН 84-75 (Минтрансстрой), а также Дополнением N 1 к Инструкции ВСН 84-75 по применению нетканых синтетических материалов в конструкциях земляного полотна и дорожных одежд в условиях вечной мерзлоты (Минтрансстрой).

1.3. При назначении категорий рассматриваемых настоящими ВСН дорог, элементов плана, продольного профиля, основных параметров поперечного профиля и проектировании примыканий и пересечений необходимо руководствоваться Инструкцией по проектированию автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири ВСН 26-80 (Миннефтепром). Указанным документом следует также руководствоваться при проектировании земляного полотна и дорожных одежд на таликовых участках (при отсутствии вечномерзлых грунтов), проектировании элементов обустройства указанных дорог, дорожной и автотранспортной служб. Расчет и конструирование мостов и труб необходимо осуществлять согласно СНиП 2.05.03-84.

1.4. Северные районы Тюменской обл. включают территории, занятые тундрой и лесотундрой со сплошным (А), прерывистым (Б) и островным (В) распространением вечномерзлых грунтов (рис.1, рекомендуемое приложение 1).

Рис.1. Схематическая карта климатического районирования северных районов Тюменской обл.:

- границы I-1 и I-3 дорожно-климатических районов (районирование согласно Инструкции ВСН 84-75); А, Б, В - соответственно сплошное, прерывистое и островное распространение низкотемпературной вечной мерзлоты



1.5. При выборе проектно-технологических решений необходимо учитывать тип местности по условиям увлажнения и мерзлотно-грунтовым особенностям (табл.1).

Таблица 1

Тип местности по условиям увлажнения и мерзлотно-грунтовым особенностям


Условия увлажнения грунтов

Мерзлотно-грунтовые особенности


Мерзлотные процессы и явления

Тип грунта

Характеристика грунта

1
(сухие места)

Поверхностный сток обеспечен

Отсутствуют

Крупнообломочный, песчаный

Массивная текстура, непросадочный или талый

2
(сырые места)

Поверхностный сток не обеспечен, в летнее время возможно избыточное увлажнение грунтов деятельного слоя поверхностными водами

Заболачивание, морозное пучение (сезонные бугры пучения)

Песчаный, глинистый

Массивная и слоистая текстуры, малольдистый и малопросадочный

3
(мокрые места)

Поверхностный сток не обеспечен, в летнее время постоянное избыточное увлажнение грунтов деятельного слоя поверхностными и надмерзлотными водами

Заболачивание, морозное пучение (многолетние бугры пучения), термокарстовый рельеф, солифлюкция

Глинистый, возможно наличие подземных льдов

Слоистая и сетчатая текстуры, льдистый и сильнольдистый, просадочный, сильно-просадочный и чрезмерно просадочный

          

При разработке проектных решений необходимо учитывать также специфику микрорельефа. Участки местности со сложными проявлениями на их поверхности мерзлотных процессов, например в виде плоскобугристых торфяников, миграционных и торфяных бугров пучения, следует прорабатывать отдельно, в рамках индивидуального проектирования, так как на них требуется проведение комплекса специальных, более сложных подготовительных мероприятий в зимний период.

1.6. Для оценки несущей способности и деформируемости грунтов деятельного слоя и грунтов вечномерзлой толщи их следует характеризовать льдистостью,  суммарной влажностью и просадочностью при оттаивании в соответствии с табл.2.

Таблица 2


Просадочность грунта при оттаивании

Льдистость* грунта вечномерзлой толщи

Суммарная влажность грунтов деятельного слоя, дол.ед.

категория

значение, дол.ед.


пески мелкие

пески пылеватые, супеси легкие

супеси

торф

I (непросадочный)

0-0,01

Без ледяных включений (0-0,01)

<0,18

<0,2

<0,2

-

II (малопросадочный)

0,01-0,1

Малольдистый (0,01-0,1)

0,18-0,25

0,2-0,4

0,2-0,4

<2

III (просадочный)

0,1-0,4

Льдистый (0,1-0,4)

>0,25

>0,4

0,4-1,1

2-12

IV (сильнопросадочный)

0,4-0,6

Сильнольдистый (0,4-0,6)

-

-

>1,1

>12

V (чрезмерно
просадочный)

0,6-1,0

С крупными включениями подземного льда (0,6-1,0)

-

-

>1,1

>12

___________

* Отношение объема прослоек льда к объему мерзлого грунта (с учетом включений льда).

 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Принципы проектирования

2.1. При обустройстве нефтяных и газовых месторождений автомобильные дороги между промыслами и внутри них проектируют по нормам III-п и IV-п категорий с покрытием капитального типа.

Автомобильные дороги, предназначенные для пропуска технологического транспорта, а также для организации подъездов, проектируют по нормам V категории с покрытием переходного или низшего типов, а при необходимости и с усовершенствованным покрытием.

2.2. Земляное полотно на участках вечномерзлых грунтов следует проектировать в соответствии с принципами, установленными Инструкцией ВСН 84-75, предусматривающими :

поднятие верхнего горизонта вечной мерзлоты (ВГВМ) до подошвы насыпи и сохранение его на этом уровне в течение всего периода эксплуатации дороги (первый принцип);

оттаивание грунтов в основании насыпи в период эксплуатации дороги на некоторую глубину, исходя из допустимых деформаций покрытия (второй принцип);

предварительное оттаивание вечномерзлых грунтов и осушение дорожной полосы до возведения земляного полотна (третий принцип).

2.3. Проектирование по первому принципу рассматривают как вариант на особо сложных участках (3-й тип местности по условиям увлажнения и мерзлотно-грунтовым особенностям), для которых характерно наличие грунтов IV-V категорий просадочности со среднегодовой температурой ниже минус 1,5 °С (на глубине нулевых годовых амплитуд).

Проектирование по второму принципу рассматривают как обязательный вариант во всех подзонах на участках 2 и 3-го типов местности, для которых характерно наличие грунтов II-III категорий просадочности со среднегодовой температурой ниже минус 1,5 °С. Проектирование по второму принципу допускается на торфяных грунтах IV категории просадочности.

Проектирование по третьему принципу осуществляют согласно Инструкции ВСН 84-75.

2.4. На участках 1-го типа местности и в пределах таликов земляное полотно во всех подзонах следует проектировать по нормам, предусмотренным для II дорожно-климатической зоны. При этом на непроточных болотах допускается предусматривать в проектах промораживание торфяного грунта.

2.5. Выбор принципа проектирования и способа производства работ необходимо осуществлять на основе технико-экономического обоснования при составлении проекта и уточнять на стадии рабочей документации с учетом установленных сроков строительства, наличия специальных материалов (теплоизоляционных, нетканых синтетических), грунтов для сооружения насыпей, технической оснащенности.

Требования к грунтам земляного полотна

2.6. Пригодность грунтов для возведения земляного полотна необходимо определять по ГОСТ 25100-82, а также в зависимости от состава, состояния, устойчивости к воздействию природных факторов, технологичности при разработке, транспортировании и уплотнении.

2.7. Для разработки и отсыпки земляного полотна допускается использовать крупнообломочные и песчаные грунты в талом, оттаявшем и мерзлом состояниях. Пригодность талых грунтов оценивают в соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.5-72*. Природность оттаявших грунтов устанавливают по их фактическим характеристикам после оттаивания и просушки в соответствии с требованиями указанной главы СНиП.

_________________

* На территории Российской Федерации действует СНиП 2.05.02-85, здесь и далее. - Примечание "КОДЕКС"..


Пригодность мерзлых песчаных грунтов устанавливают в соответствии с табл.3.

 Таблица 3

Разновидность мерзлого песчаного грунта по степени цементации льдом и льдистости

Суммарная влажность по СНиП II-18-76, %

Степень заполнения льдом и незамерзшей водой пор мерзлого грунта по СНиП II-18-76 дол.ед.

Коэф- фициент пористости

Коэф- фициент проса- дочности при оттаи- вании

Криогенная текстура по СНиП II-18-76

Степень влажности при оттаивании

Сыпучемерзлый

<3

0-0,01

0,48-0,63

0

Отсутствует

Воздушно-сухой

Сухомерзлый

3-7

0,01-0,1

0,5-0,66

0-0,01

Массивная

Маловлажный

Твердомерзлый, малольдистый

7-22

0,1-0,8

0,56-0,71

0,01-0,04

Массивная и слоисто- сетчатая

Маловлажный и влажный

Пластичномерзлый, льдистый

>22

>0,8

>0,71

>0,04

Слоисто- сетчатая

Водонасыщенный

          

Примечание. К сыпучемерзлым грунтам относят несцементированные льдом, вследствие малой влажности, мерзлые песчаные грунты при их суммарной влажности не выше 3%.

К сухомерзлым грунтам относятся мерзлые песчаные грунты, сдвиговая прочность которых при температуре -0,3 °С не превышает усилий резания при экскавации серийными землеройно-транспортными машинами (не выше 50 Н/см). Мелкие пылеватые пески считают сухомерзлыми при их суммарной влажности не более 7%.

К твердомерзлым грунтам относят прочно сцементированные льдом песчаные грунты, характеризуемые хрупким разрушением и практической несжимаемостью под нагрузками от сооружений. Мелкие и пылеватые мерзлые пески относятся к твердомерзлым при их суммарной влажности от 7 до 22%.

К пластичномерзлым грунтам относят льдонасыщенные песчаные грунты и льдогрунтовую массу с суммарной влажностью более 22%.

2.8. В конструктивных слоях земляного полотна допускается использовать мерзлые твердые, полутвердые и тугопластичные глинистые грунты с последующим их оттаиванием и доуплотнением, а также талые или мерзлые слабо- или среднеразложившиеся торфы с влажностью не более 600%.

2.9. Пластичномерзлые льдистые пески могут быть использованы для возведения земляного полотна только после их предварительного оттаивания и осушения до оптимальной влажности.

Устойчивость насыпей из таких грунтов должна быть обеспечена специальными конструктивными мероприятиями, в частности применением нетканых синтетических материалов согласно Дополнению N 1 к Инструкции ВСН 84-75.

2.10. При определении условий применимости и способов разработки мерзлых песчаных грунтов необходимо руководствоваться данными табл.4.

Таблица 4

Разновидность мерзлого песчаного грунта

Условия разработки грунта серийными землеройными машинами

Содер- жание мерзлых комьев крупнее 25 см при разра- ботке, %

Условия применения

Минимальный
коэффициент уплотнения

Относительная осадка при оттаивании в насыпи, дол.ед.




в мерзлом состоянии

после оттаивания


Сыпучемерзлый

Без рыхления

0

Без ограничения

0,95

0,95

0

Сухомерзлый

То же

<50

Размер мерзлых комьев не должен превышать 30 см

0,92

0,95

<0,03

Твердомерзлый

С предварительным рыхлением

50-80

В смеси с сыпучемерзлым грунтом - в нижней части насыпей; содержание мерзлых комьев размером до 30 см - не, более 50%

0,87

0,95

<0,08

Пластичномерзлый

То же

>80

Только для заготовки в бурты с последующими оттаиванием и просушкой

Не нормируется

2.11. При оценке пригодности талых или мерзлых грунтов для сооружения насыпей следует учитывать необходимость круглогодичного производства земляных работ на широком фронте с отсыпкой земляного полотна в "задел" для обеспечения требуемых сроков его стабилизации после оттаивания и уплотнения мерзлых грунтов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs