Статус документа
Статус документа

Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



3.1. Основными направлениями деятельности ППМСЦ являются:

- организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их соматического и психического здоровья;

- диагностика уровня психического развития и отклонений в поведении детей;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

- оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации;

- анонимное консультирование детей с целью снятия стресса;

- оказание консультативной помощи родителям в решении проблем родительско-детских отношений;

- оказание консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения.

3.2. ППМСЦ обслуживают детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет.

3.3. В зависимости от превалирующего вида деятельности ППМСЦ подразделяются на ряд типов, образующих сеть учреждений, взаимодополняющих друг друга. Функциональная структура сети ППМСЦ приведена на схеме 1.          

СХЕМА N 1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ



Рекомендуемая номенклатура типов ППМСЦ приведена в табл.3.1.

Примечание: Далее для удобства прочтения в тексте типы ППМСЦ именуются в соответствии со своими порядковыми номерами, приведенными в таблице 3.1. - ППМСЦ 1, ППМСЦ 2 и т.д.

Таблица 3.1.

     
Рекомендуемая номенклатура типов
психолого-педагогических и медико-социальных центров  

NN п.п.

Типы
центров

Обслуживаемый
контингент

Возраст

Основные функции учреждения

1

2

3

4

5

1.

Учебно-методический центр психолого-
педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков (ППМСЦ 1)

Персонал психолого-
медико-социальных центров, персонал общеобразовательных учреждений (детских садов, школ и т.п.), родители, имеющие детей со школьной и социальной дезадаптацией

-

Координация деятельности психолого-медико-социальных центров различного типа;
оказание методической помощи персоналу коррекционных и общеобразовательных учреждений;
оказание индивидуальной консультативной помощи родителям, имеющим детей со школьной и социальной дезадаптацией;
распространение современного опыта работы специалистов ППМСЦ и общеобразовательных учреждений;
повышение квалификации специалистов ППМСЦ и общеобразовательных учреждений.

2.

Центр психолого-
медико-социальной направленности (ППМСЦ 2)

Дети, пострадавшие от жестокого обращения (физического, психологического, сексуального насилия), а также от пренебрежения родителями или законными представителями по воспитанию

3-18

Оказание психологической, медицинской, социальной, образовательной и правовой помощи детям и подросткам;
обеспечение безопасных условий проживания детям и подросткам до разрешения конфликтной ситуации;
консультации родителей по психологическим, социальным и правовым вопросам;
консультации работников образовательных учреждений;
содействие органам охраны детства в выявлении случаев насилия и создание информационного банка данных.

3.

Центр психолого-
педагогической направленности (ППМСЦ 3)

Дети с трудностями в освоении образовательных программ; с педагогической запущенностью; с отказом от посещения образовательных учреждений; со сложностями в общении со сверстниками, преподавателями, родителями; с нарушениями эмоционально-волевой сферы

7-18

Психолого-педагогическая помощь в выявлении причин и в преодолении школьной и социальной дезадаптации и в усвоении образовательных программ;
психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков на различных этапах школьного общеобразовательного процесса;
профориентационная диагностика на различных этапах образования учащегося;
оказание помощи родителям в решении проблем родительско-детских отношений;
оказание консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения.

4.

Центр психолого-
медико-педагогической направленности:
(ППМСЦ 4-1 - для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста)

Дети, имеющие пограничные формы нарушений психического развития и поведения

0-6

Профилактика и ранняя коррекция отставания в психофизическом развитии детей;
психологическая подготовка к последующему обучению в общеобразовательной школе;
оказание консультативной помощи родителям по вопросам психического развития и воспитания детей;
оказание методической и организационной помощи образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно- коррекционной деятельности.


(ППМСЦ 4-2 - для детей младшего школьного возраста)

"

7-12

Коррекционно-развивающая и психокоррекционная работа с детьми;
оказание помощи в преодолении школьной социальной дезадаптации детей;
организация образовательной деятельности в рамках начальной школы по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
оказание консультативной помощи родителям по вопросам психического воспитания детей;
оказание методической и организационной помощи образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно- коррекционной деятельности.


(ППМСЦ 4-3 - для детей и подростков среднего и старшего школьного возраста)

Дети и подростки с различными формами социальной дезадаптированности и девиантным поведением, характеризующимися искажением мотивационно- потребностной и эмоционально-волевой сфер, наличием выраженных акцентуаций характера, агрессивностью поведения, значительными и обширными пробелами в знаниях, уровнем обученности, не соответствующим заявленному году обучения

13-18

Проведение коррекционных, психологических, психолого-педагогических и лечебно-оздоровительных мероприятий, как в амбулаторном, так и в стационарном режиме; организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков;
обеспечение получения подростками начальных профессиональных знаний;
обеспечение временного проживания детей и подростков, не имеющих нормальных условий проживания у себя дома;
оказание методической помощи работникам образовательных учреждений.

          

Примечания: 1. В ППМСЦ 4-1 дошкольный возраст может быть увеличен до 7 лет, в связи с индивидуальными особенностями психического развития. 2. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 может быть снижен нижний предел возрастной группы (соответственно до 6 и 12 лет) в связи с требованиями психокоррекционной работы.

3.4. ППМСЦ 1 координирует работу и методически руководит всей сетью рассматриваемых учреждений. Его проектирование осуществляется в соответствии с индивидуальным заданием.

3.5. ППМСЦ 2 осуществляет необходимую коррекционную работу с детьми как приходящими, так и временно проживающими в этом учреждении.

3.6. ППМСЦ 3 осуществляет психолого-педагогическую реабилитацию детей, обучающихся в общеобразовательной школе и проживающих на дому.

3.7. ППМСЦ 4-1 проводит работу по ранней коррекции детей и осуществляет психологическую подготовку к обучению в общеобразовательной школе детей, проживающих дома.