Статус документа
Статус документа

Рекомендации по проектированию экономичных планировочно шумозащищенных жилых домов

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Акустический дискомфорт, возникающий в различных районах Москвы, является одним из серьезнейших факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. В настоящее время в Москве на территории зон акустического дискомфорта проживает более 3 млн. человек (более 36% населения). Его исключение способствует повышению качества городского жилища, сокращению заболеваемости и утомляемости от воздействия повышенного уровня шума.

Для Москвы актуальность защиты жилища и примагистральных территорий от шума возрастает в связи со сложившейся радиально-кольцевой системой улиц, наличием рассредоточенных промышленных предприятий, общественно-зрелищных и административных комплексов, ростом парка автомобилей и, вследствие этого, ростом автомобильных потоков на улицах и магистралях.

Сложившаяся улично-дорожная сеть не всегда дает возможность скоростных сообщений из-за недостаточной ширины проезжей части и ее состояния, частых перекрестков, различных типов потоков и наличия разнородных видов транспорта. Особенно неблагоприятны условия движения в центре Москвы, где наибольшая плотность пиковых транспортных потоков накладывается на наименьшую пропускную способность проезжих частей. Все это способствует значительному повышению уровней транспортных шумов. При этом длительность их дискомфортного воздействия может достигать 15-18 часов в сутки.

По статистическим данным уровни городских шумов возрастают в среднем на 1 дБА в год при сохранении этой тенденции на ближайшие годы.

Повышающаяся численность автомашин в Москве определяет постоянный рост доминирующих в городе уровней транспортных шумов. С 1990 г. по 1991 г. количество автомобилей в городе увеличилось примерно на 18,9%, с 1991 г. по 1992 - на 11,7%, составив уже в 1992 году около одного миллиона автомашин [1]. По состоянию на 1997 г. в Москве насчитывалось уже более полутора миллионов автомобилей.

1.2. Основные направления снижения транспортных шумов в Москве включают:

- снижение шума в его источнике;

- снижение шума на пути его распространения в городской среде;

- снижение шума на объекте защиты.

1.3. В настоящих рекомендациях рассматриваются приемы снижения шума на объектах защиты - в жилых и общественно-жилых зданиях - за счет формирования специальных планировочно шумозащищенных структур.

1.4. При проектировании шумозащищенных жилых домов (или общественно-жилых зданий) снижение шума на объекте защиты может быть осуществлено путем применения:

- планировочных приемов формирования жилых домов (или общественно-жилых зданий), обеспечивающих преимущественную ориентацию на магистральную улицу подсобных и дополнительных помещений квартир, внеквартирных коммуникаций домов и встроенных (встроенно-пристроенных) нежилых помещений, а также ограничивающих ориентацию на сторону транспортного шума жилых помещений (в зависимости от типов квартир);

- конструктивных средств шумозащиты с повышенными звукоизолирующими свойствами наружных ограждающих конструкций, в особенности окон и балконных дверей;

- технических средств шумозащиты, в том числе клапанов-глушителей и других инженерно-технических устройств для снижения уровней шума при обеспечении нормативного воздухообмена в квартире.