Статус документа
Статус документа

Рекомендации по реконструкции и модернизации сети и зданий амбулаторно-поликлинических учреждений

ВВЕДЕНИЕ  



Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) представлена территориальными и стоматологическими поликлиниками для взрослых и детей, поликлиниками восстановительного лечения, диагностическими (консультативно-диагностическими) и специализированными центрами. Фонд большинства существующих АПУ в основном представлен зданиями, построенными по типовым проектам. При этом основной фонд зданий территориальных поликлиник для взрослых и детей, обеспечивающий до 80% общего числа посещений, состоит из зданий, построенных в предшествующие годы по типовым проектам, морально устаревшим к настоящему времени.

Вопросы реконструкции и модернизации зданий АПУ не находят должного освещения в отечественной специальной литературе. В то же время актуальность рассмотрения указанных вопросов обусловлена процессом прогрессивно увеличивающегося морального износа зданий АПУ, особенно указанных выше территориальных поликлиник. К основным факторам этого процесса относятся:

- изменение строительных, медико-технологических и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к составу и площади помещений. Так, разработка основных типовых проектов территориальных поликлиник (VII-40 - для взрослых, VII-42 - детская поликлиника) осуществлялась с учетом требований главы СНиП 1954 года. В последующем эти требования существенно повышались и дополнялись главами СНиП 1958, 1971, 1978 годов. Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*), а также МГСН 4.12-97. В результате, удельная рабочая площадь (м на 1 посещение в смену) по вышеуказанным проектам значительно ниже (3,2 и 4,3 м), чем в современных типовых и индивидуальных проектах территориальных поликлиник (поликлиники для взрослых - 6-7 м, детские поликлиники - 9-11 м);

- уменьшение численности взрослого и детского населения, приходящейся на 1 должность участкового терапевта и участкового педиатра. Так, в 1957-1958 годы численность взрослого населения, приходящаяся на 1 должность участкового терапевта, составляла 3000 человек и затем постепенно снижалась до 2500 (1960 г.), 2200 (1965 г.), 2000 (1968 г.). Аналогичный показатель для детского населения составлял в 1958 году 1160 человек и снижался до 1100 (1964 г.), 1000 (1968г.). Численность взрослого населения на 1 врачебный участок в настоящее время в соответствии с действующими нормативами составляет 1700 человек, детского населения - 800 человек. Разукрупнение врачебных участков при сохранении численности обслуживаемого населения по учреждению привело к дефициту кабинетов врачебного приема, несоответствию их проектного количества сложившейся потребности;

- развитие новых методов диагностики, лечения и профилактики и внедрение новых организационных форм медицинской помощи. В результате, фактическое наличие рабочих площадей в поликлиниках, построенных по типовым проектам прошлых лет, сдерживает или затрудняет организацию в них новых лечебных, диагностических и профилактических процессов, врачебного приема по специальностям, ранее не предусмотренным проектом.

Все эти факторы в совокупности на практике приводят к весьма стесненным условиям работы медицинского персонала, к многофункциональному использованию помещений и кабинетов вопреки действующим строительным и санитарно-гигиеническим требованиям и деонтологическим правилам, вызывают недопустимую скученность больных и длительность ожидания приема, не позволяют создать комфортные условия для больных, а также для труда и отдыха врачебного, среднего и младшего медицинского персонала.

Актуальность решения вопросов реконструкции и модернизации зданий наиболее массовых типов АПУ связана также с необходимостью изменения на современном этапе инфраструктуры медицинской помощи с переориентацией от преобладания дорогостоящей стационарной помощи к более экономичной и предпочтительной, в том числе и с точки зрения профилактического и превентивного обслуживания населения, амбулаторно-поликлинической помощи.

На основе анализа и оценки существующего фонда зданий АПУ и типовых проектов, применяемых для их строительства, выявлены типы зданий, рекомендуемых к реконструкции и модернизации. К этим зданиям отнесены:

- здания территориальных поликлиник для взрослых, построенные по типовым проектам VII-40 и VII-70;

- здания детских территориальных поликлиник, построенные по типовым проектам VII-42 и VII-71.

Приведенные в настоящих Рекомендациях стандартизированные программы на реконструкцию территориальных поликлиник не носят универсального характера, так как каждая действующая поликлиника имеет свою специфику. АПУ, построенные по одному и тому же типовому проекту, имеют различное количество врачебных участков, кабинетов приема врачей-специалистов, диагностических кабинетов и др. В их структуре ряд функциональных групп (стоматологическое отделение, бюро (отделение) медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), дневной стационар, пункт неотложной помощи, женская консультация, травмпункт и др.) являются непостоянными. Наличие или отсутствие указанных групп определяется условиями формирования сети АПУ. В силу указанных причин реконструкция и модернизация каждого здания АПУ должна проводиться на основе адаптирования стандартизированной программы применительно к конкретной ситуации.

Настоящие Рекомендации предназначены для проектировщиков и организаторов здравоохранения для составления заданий на проектирование и муниципальных программ реконструкции и модернизации действующего фонда зданий амбулаторно-поликлинических учреждений.