РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СЕТИ И ЗДАНИЙ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. РАЗРАБОТАНЫ: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (архитектор Ю.В.Сорокина, врачи Г.Н.Ильницкая, С.А.Полишкис).
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Л.А.Шалов, инженер Ю.Б.Щипанов).
3. СОГЛАСОВАНЫ: Комитетом здравоохранения г.Москвы и УППиН Москомархитектуры.
4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием Москомархитектуры от 08.06.1999 г. N 23.
Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) представлена территориальными и стоматологическими поликлиниками для взрослых и детей, поликлиниками восстановительного лечения, диагностическими (консультативно-диагностическими) и специализированными центрами. Фонд большинства существующих АПУ в основном представлен зданиями, построенными по типовым проектам. При этом основной фонд зданий территориальных поликлиник для взрослых и детей, обеспечивающий до 80% общего числа посещений, состоит из зданий, построенных в предшествующие годы по типовым проектам, морально устаревшим к настоящему времени.
Вопросы реконструкции и модернизации зданий АПУ не находят должного освещения в отечественной специальной литературе. В то же время актуальность рассмотрения указанных вопросов обусловлена процессом прогрессивно увеличивающегося морального износа зданий АПУ, особенно указанных выше территориальных поликлиник. К основным факторам этого процесса относятся:
- изменение строительных, медико-технологических и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к составу и площади помещений. Так, разработка основных типовых проектов территориальных поликлиник (VII-40 - для взрослых, VII-42 - детская поликлиника) осуществлялась с учетом требований главы СНиП 1954 года. В последующем эти требования существенно повышались и дополнялись главами СНиП 1958, 1971, 1978 годов. Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*), а также МГСН 4.12-97. В результате, удельная рабочая площадь (м на 1 посещение в смену) по вышеуказанным проектам значительно ниже (3,2 и 4,3 м), чем в современных типовых и индивидуальных проектах территориальных поликлиник (поликлиники для взрослых - 6-7 м, детские поликлиники - 9-11 м);
- уменьшение численности взрослого и детского населения, приходящейся на 1 должность участкового терапевта и участкового педиатра. Так, в 1957-1958 годы численность взрослого населения, приходящаяся на 1 должность участкового терапевта, составляла 3000 человек и затем постепенно снижалась до 2500 (1960 г.), 2200 (1965 г.), 2000 (1968 г.). Аналогичный показатель для детского населения составлял в 1958 году 1160 человек и снижался до 1100 (1964 г.), 1000 (1968г.). Численность взрослого населения на 1 врачебный участок в настоящее время в соответствии с действующими нормативами составляет 1700 человек, детского населения - 800 человек. Разукрупнение врачебных участков при сохранении численности обслуживаемого населения по учреждению привело к дефициту кабинетов врачебного приема, несоответствию их проектного количества сложившейся потребности;
- развитие новых методов диагностики, лечения и профилактики и внедрение новых организационных форм медицинской помощи. В результате, фактическое наличие рабочих площадей в поликлиниках, построенных по типовым проектам прошлых лет, сдерживает или затрудняет организацию в них новых лечебных, диагностических и профилактических процессов, врачебного приема по специальностям, ранее не предусмотренным проектом.
Все эти факторы в совокупности на практике приводят к весьма стесненным условиям работы медицинского персонала, к многофункциональному использованию помещений и кабинетов вопреки действующим строительным и санитарно-гигиеническим требованиям и деонтологическим правилам, вызывают недопустимую скученность больных и длительность ожидания приема, не позволяют создать комфортные условия для больных, а также для труда и отдыха врачебного, среднего и младшего медицинского персонала.
Актуальность решения вопросов реконструкции и модернизации зданий наиболее массовых типов АПУ связана также с необходимостью изменения на современном этапе инфраструктуры медицинской помощи с переориентацией от преобладания дорогостоящей стационарной помощи к более экономичной и предпочтительной, в том числе и с точки зрения профилактического и превентивного обслуживания населения, амбулаторно-поликлинической помощи.
На основе анализа и оценки существующего фонда зданий АПУ и типовых проектов, применяемых для их строительства, выявлены типы зданий, рекомендуемых к реконструкции и модернизации. К этим зданиям отнесены:
- здания территориальных поликлиник для взрослых, построенные по типовым проектам VII-40 и VII-70;
- здания детских территориальных поликлиник, построенные по типовым проектам VII-42 и VII-71.
Приведенные в настоящих Рекомендациях стандартизированные программы на реконструкцию территориальных поликлиник не носят универсального характера, так как каждая действующая поликлиника имеет свою специфику. АПУ, построенные по одному и тому же типовому проекту, имеют различное количество врачебных участков, кабинетов приема врачей-специалистов, диагностических кабинетов и др. В их структуре ряд функциональных групп (стоматологическое отделение, бюро (отделение) медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), дневной стационар, пункт неотложной помощи, женская консультация, травмпункт и др.) являются непостоянными. Наличие или отсутствие указанных групп определяется условиями формирования сети АПУ. В силу указанных причин реконструкция и модернизация каждого здания АПУ должна проводиться на основе адаптирования стандартизированной программы применительно к конкретной ситуации.
Настоящие Рекомендации предназначены для проектировщиков и организаторов здравоохранения для составления заданий на проектирование и муниципальных программ реконструкции и модернизации действующего фонда зданий амбулаторно-поликлинических учреждений.
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны как дополнение к нормативно-методическим документам в строительстве, действующим на территории г.Москвы и распространяются на разработку проектов реконструкции и модернизации существующего фонда зданий амбулаторно-поликлинических учреждений.
1.2. Настоящие Рекомендации содержат методические и справочные материалы, необходимые для:
- расчета сети и определения объемов нового строительства и реконструкции АПУ;
- определения типов зданий территориальных поликлиник, рекомендуемых к реконструкции и модернизации;
- приведения состава и площади помещений реконструируемых АПУ в соответствие с медико-технологическими, строительными и санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к современной территориальной поликлинике;
- расчета дефицита рабочих площадей и мощности реконструируемой поликлиники.
1.3. Рекомендации разработаны на примере 4-х типовых проектов территориальных поликлиник, получивших наиболее массовое применение в строительстве в г.Москве в период с 1958 по 1990 годы. При этом общие принципы реконструкции и модернизации зданий АПУ разработаны в Рекомендациях независимо от типов реконструируемых учреждений и могут быть применены при реконструкции других зданий АПУ.
2.1. Амбулаторно-поликлинические учреждения - общее название лечебно-профилактических учреждений, оказывающих внебольничную медицинскую помощь населению, а также проводящих профилактические медицинские мероприятия среди обслуживаемого взрослого и детского населения.
Перечень АПУ, включенных в Номенклатуру учреждений здравоохранения, приведен в Приложении 1.
Сеть АПУ г.Москвы представлена городскими и стоматологическими поликлиниками для взрослых и детей, диагностическими и специализированными центрами, поликлиниками восстановительного лечения.
2.2. Городские территориальные поликлиники - амбулаторно-поликлинические учреждения, предназначенные для оказания медицинской помощи приходящим больным и для лечения больных на дому.
Городские территориальные поликлиники (далее “поликлиники”) составляют более 80% от всех учреждений сети АПУ.
Поликлиники для взрослых обслуживают население в возрасте 15 лет и старше; детские поликлиники обслуживают детей до 14 лет включительно. Поликлиники работают по участковому принципу; являются самостоятельными учреждениями или входят в состав больничного учреждения.
Мощность поликлиники определяется как сумма пропускной способности кабинетов врачебного приема в смену (посещений в смену), за исключением кабинетов функциональной, ультразвуковой, эндоскопической и лучевой диагностики, и зависит от численности обслуживаемого взрослого или детского населения.
Количество кабинетов врачебного приема находится в прямой зависимости от потребности населения в медицинской помощи по соответствующим специальностям, а также от числа штатных должностей врачей, определяемых органами здравоохранения по действующим штатным нормативам.
Кабинет приема врача-специалиста, обслуживающего население нескольких жилых или муниципальных районов является базовым.
Пропускная способность кабинетов врачебного приема, в том числе базовых, определяется, исходя из пропускной способности кабинетов на 1 час работы врачей и продолжительности врачебного приема в кабинете в течение одной смены без учета времени, затрачиваемого на выполнение посещений на дому.
Набор помещений функциональных групп определяется заданием на проектирование и зависит от мощности поликлиники и контингента обслуживаемого населения (взрослые, дети).
В структуру поликлиники при соответствующем обосновании по заданию на проектирование могут входить женская консультация и травмпункт. При наличии в составе поликлиники женской консультации и(или) травмпункта они должны быть планировочно выделены и иметь самостоятельный вход.
2.3. Стоматологические поликлиники - амбулаторно-поликлинические учреждения, предназначенные для оказания специализированной стоматологической помощи населению.
Стоматологические поликлиники делятся на стоматологические поликлиники для взрослых (15 лет и старше) и детские стоматологические поликлиники (дети до 14 лет включительно).
При расчете пропускной способности стоматологических кабинетов врачебного приема, кроме пропускной способности кабинетов на 1 час работы врачей и продолжительности одной смены, следует учитывать также количество кресел в каждом кабинете.
2.4. Поликлиники восстановительного лечения - амбулаторно-поликлинические учреждения, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи больным с последствиями травм, нейрохирургических вмешательств, ортопедических, неврологических, сосудистых и других заболеваний, требующих применения комплекса восстановительных мероприятий.
Поликлиники восстановительного лечения - новый тип АПУ, включенный в Номенклатуру учреждений здравоохранения в 1995 году.
2.5. Диагностические центры - амбулаторно-поликлинические учреждения, предназначенные для оказания высококвалифицированной диагностической, консультативной и лечебной помощи больным, направляемым из территориальных поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений.
2.6. Специализированные центры - амбулаторно-поликлинические учреждения, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи больным (центры восстановительного лечения для детей, центр патологии речи и нейрореабилитации, реабилитационный центр для инвалидов с ДЦП и др.).
2.7. Реконструкция и модернизация здания АПУ - комплекс строительных, ремонтных и восстановительных работ, направленных на устранение (уменьшение) морального и физического износа здания и изменение одного или нескольких технико-экономических показателей (общей и рабочей площади здания, удельных показателей рабочей площади на одно посещение в смену, мощности или пропускной способности кабинетов врачебного приема).
Реконструкция здания АПУ проводится с изменением планировочных габаритов здания (возведение надстроек и пристроек). Модернизация здания АПУ проводится в пределах габаритов здания.
2.8. Порядок разработки, согласования и утверждения проекта реконструкции и модернизации здания АПУ определяется СНиП 11-01-95.
2.9. При разработке проектов реконструкции и модернизации зданий АПУ следует руководствоваться МГСН 4.12-97, Пособием к МГСН 4.12-97, Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*) и другими действующими нормативными документами и методическими материалами.
3.1. Необходимость реконструкции и модернизации зданий АПУ, изменения их мощности, развития отдельных типов учреждений должна обосновываться соответствующим анализом и перерасчетами структуры и мощности действующей сети, с учетом объемов выбытия фонда и дефицита (избытка) отдельных типов учреждений.
Указанные расчеты в условиях сложившейся сети для стоматологических поликлиник и поликлиник восстановительного лечения рекомендуется проводить в границах территории административного округа, для консультативно-диагностических центров (многопрофильных, специализированных) - в границах территории города. Укрупненные расчеты для территориальных поликлиник рекомендуется проводить в границах территории административного округа; детальные расчеты для этих учреждений рекомендуется проводить в границах района города.
Все расчеты следует проводить раздельно по каждому типу АПУ в единицах мощности - число посещений в смену (п/см).
3.2. Расчет потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях должен проводиться на основе типологических нормативно-расчетных показателей, приведенных в таблице 1, с учетом фактической или прогнозируемой на расчетный период численности взрослого и детского населения в районе, административном округе или городе в целом.
Таблица 1
Типологические нормативно-расчетные показатели потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Тип амбулаторно-поликлинического учреждения | Типологический нормативно-расчетный показатель |
1. АПУ для взрослого населения | |
Территориальная поликлиника | 165,23 |
Стоматологическая поликлиника | 30,07 |
Консультативно-диагностический центр | 12,34 |
2. АПУ для детского населения | |
Детская территориальная поликлиника | 221,46 |
Детская стоматологическая поликлиника | 35,73 |
Детский консультативно-диагностический центр | 14,39 |
3. АПУ для взрослого и детского населения | |
Поликлиника восстановительного лечения | 2,89 |
Расчет потребности в территориальных и стоматологических поликлиниках, консультативно-диагностических центрах необходимо проводить раздельно для взрослого и детского населения.
Расчет потребности в поликлиниках восстановительного лечения следует проводить на общую численность жителей административного округа.
Потребность в типе АПУ () определяется по формуле:
, где
- типологический нормативно-расчетный показатель, п/см на 10 тыс.населения;
- численность населения административного округа (взрослого, детского, всего населения), тыс.человек.