4.1.1 Оценка технического состояния конструкций по внешним признакам производится на основе определения следующих факторов:
- наличия трещин, отколов и разрушений;
- состояния защитных покрытий (лакокрасочных, штукатурок, защитных экранов и др.);
- прогибов и деформаций конструкций;
- степени и глубины коррозии бетона и арматуры.
4.1.2 Определение ширины и глубины раскрытия трещин следует выполнять, руководствуясь разделом 10.4 "Рекомендаций" (1998).
Ширину раскрытия трещин рекомендуется измерять в первую очередь в местах максимального их раскрытия и на уровне растянутой зоны элемента.
Степень раскрытия трещин сопоставляется с нормативными требованиями по предельным состояниям второй группы в зависимости от вида и условий работы конструкций.
4.1.3 Трещины в бетонных и железобетонных конструкциях следует различать по времени их появления в доэксплуатационный и эксплуатационный периоды.
К трещинам, появившимся в доэксплуатационный период, относятся:
- технологические;
- усадочные трещины, вызванные быстрым высыханием поверхностного слоя бетона и сокращением объема или неравномерным его охлаждением;
- трещины, возникающие в сборных железобетонных элементах в процессе складирования, транспортировки и монтажа, при которых конструкции подверглись силовым воздействиям от собственного веса по схемам, не предусмотренным проектом.
К трещинам, появившимся в эксплуатационный период, относятся:
- трещины, возникшие в результате температурных деформаций из-за нарушения требований устройства температурных швов;
- трещины, вызванные неравномерностью осадок фундаментов и деформаций грунтового основания;
- трещины, обусловленные силовыми воздействиями, превышающими трещиностойкость или несущую способность железобетонных элементов.
4.1.4 Трещины силового характера необходимо анализировать с точки зрения напряженно-деформированного состояния конструкций. В железобетонных элементах наиболее опасными являются следующие виды трещин:
а) В изгибаемых элементах, работающих по балочной схеме, - вертикальные и наклонные трещины в пролетных участках балок и прогонов, свидетельствующие о недостаточной их несущей способности по изгибающему моменту.
б) В плитах характерно развитие трещин силового происхождения на нижней поверхности плит с различным соотношением их сторон (работающих по балочной схеме, опертых по контуру и по трем сторонам). Трещины на опорных участках плит поперек рабочего пролета свидетельствуют о недостаточной несущей способности плит по изгибающему моменту. При этом бетон сжатой зоны может быть нарушен, что указывает на опасность полного разрушения плиты.
в) В колоннах вертикальные трещины на гранях колонн могут появляться в результате чрезмерного изгиба стержневой арматуры. Такое явление может возникнуть в тех колоннах и их зонах, где редко поставлены хомуты.
Горизонтальные трещины в железобетонных колоннах не представляют непосредственной опасности, если ширина их невелика, однако через такие трещины в арматуру могут попасть увлажненный воздух и агрессивные реагенты, вызывающие коррозию металла.
г) Трещины на опорных участках и торцах железобетонных конструкций.
Обнаруженные трещины у торцов предварительно напряженных элементов, ориентированные вдоль арматуры, указывают на нарушение анкеровки арматуры. Об этом свидетельствуют и наклонные трещины в приопорных участках пересекающие зону расположения предварительно напряженной арматуры и распространяющиеся на нижнюю грань опоры.
д) Для элементов решетки раскосных железобетонных ферм характерными являются наклонные трещины опорного узла, откол "лещадок", лучеобразные горизонтальные трещины, вертикальные трещины в растянутых элементах, наклонные трещины в сжатом поясе ферм, трещины в узле нижнего пояса в месте примыканий растянутого раскоса и др.
4.1.5 Дефекты в виде трещин и отслоения бетона вдоль арматуры железобетонных элементов могут быть вызваны и коррозионным разрушением арматуры. В этих случаях происходит нарушение сцепления продольной и поперечной арматуры с бетоном. Нарушение сцепления арматуры за счет коррозии можно установить простукиванием поверхности бетона (при этом прослушиваются пустоты).
Продольные трещины вдоль арматуры с нарушением сцепления ее с бетоном могут быть вызваны и температурным нагревом.