Статус документа
Статус документа

Рекомендации по обследованию и мониторингу технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных вблизи нового строительства или реконструкции

4.1. Определение технического состояния конструкций по внешним признакам

4.1.1 Оценка технического состояния конструкций по внешним признакам производится на основе определения следующих факторов:

- наличия трещин, отколов и разрушений;

- состояния защитных покрытий (лакокрасочных, штукатурок, защитных экранов и др.);

- прогибов и деформаций конструкций;

- степени и глубины коррозии бетона и арматуры.

4.1.2 Определение ширины и глубины раскрытия трещин следует выполнять, руководствуясь разделом 10.4 "Рекомендаций" (1998).

Ширину раскрытия трещин рекомендуется измерять в первую очередь в местах максимального их раскрытия и на уровне растянутой зоны элемента.

Степень раскрытия трещин сопоставляется с нормативными требованиями по предельным состояниям второй группы в зависимости от вида и условий работы конструкций.

4.1.3 Трещины в бетонных и железобетонных конструкциях следует различать по времени их появления в доэксплуатационный и эксплуатационный периоды.

К трещинам, появившимся в доэксплуатационный период, относятся:

- технологические;

- усадочные трещины, вызванные быстрым высыханием поверхностного слоя бетона и сокращением объема или неравномерным его охлаждением;

- трещины, возникающие в сборных железобетонных элементах в процессе складирования, транспортировки и монтажа, при которых конструкции подверглись силовым воздействиям от собственного веса по схемам, не предусмотренным проектом.

К трещинам, появившимся в эксплуатационный период, относятся:

- трещины, возникшие в результате температурных деформаций из-за нарушения требований устройства температурных швов;


- трещины, вызванные неравномерностью осадок фундаментов и деформаций грунтового основания;

- трещины, обусловленные силовыми воздействиями, превышающими трещиностойкость или несущую способность железобетонных элементов.

4.1.4 Трещины силового характера необходимо анализировать с точки зрения напряженно-деформированного состояния конструкций. В железобетонных элементах наиболее опасными являются следующие виды трещин:

а) В изгибаемых элементах, работающих по балочной схеме, - вертикальные и наклонные трещины в пролетных участках балок и прогонов, свидетельствующие о недостаточной их несущей способности по изгибающему моменту.

б) В плитах характерно развитие трещин силового происхождения на нижней поверхности плит с различным соотношением их сторон (работающих по балочной схеме, опертых по контуру и по трем сторонам). Трещины на опорных участках плит поперек рабочего пролета свидетельствуют о недостаточной несущей способности плит по изгибающему моменту. При этом бетон сжатой зоны может быть нарушен, что указывает на опасность полного разрушения плиты.

в) В колоннах вертикальные трещины на гранях колонн могут появляться в результате чрезмерного изгиба стержневой арматуры. Такое явление может возникнуть в тех колоннах и их зонах, где редко поставлены хомуты.

Горизонтальные трещины в железобетонных колоннах не представляют непосредственной опасности, если ширина их невелика, однако через такие трещины в арматуру могут попасть увлажненный воздух и агрессивные реагенты, вызывающие коррозию металла.

г) Трещины на опорных участках и торцах железобетонных конструкций.

Обнаруженные трещины у торцов предварительно напряженных элементов, ориентированные вдоль арматуры, указывают на нарушение анкеровки арматуры. Об этом свидетельствуют и наклонные трещины в приопорных участках пересекающие зону расположения предварительно напряженной арматуры и распространяющиеся на нижнюю грань опоры.

д) Для элементов решетки раскосных железобетонных ферм характерными являются наклонные трещины опорного узла, откол "лещадок", лучеобразные горизонтальные трещины, вертикальные трещины в растянутых элементах, наклонные трещины в сжатом поясе ферм, трещины в узле нижнего пояса в месте примыканий растянутого раскоса и др.

4.1.5 Дефекты в виде трещин и отслоения бетона вдоль арматуры железобетонных элементов могут быть вызваны и коррозионным разрушением арматуры. В этих случаях происходит нарушение сцепления продольной и поперечной арматуры с бетоном. Нарушение сцепления арматуры за счет коррозии можно установить простукиванием поверхности бетона (при этом прослушиваются пустоты).

Продольные трещины вдоль арматуры с нарушением сцепления ее с бетоном могут быть вызваны и температурным нагревом.