1.1. Настоящая Инструкция предназначена для инженерно-технического и обслуживающего персонала, занятого эксплуатацией паромных переправ и наплавных мостов.
1.2. Действие Инструкции распространяется на ремонт, содержание и эксплуатацию паромных переправ и наплавных мостов дорожными хозяйствами Минавтодора РСФСР на общей сети автомобильных дорог РСФСР.
1.3. Паромные переправы и наплавные мосты являются одним из важных элементов автомобильных дорог общего пользования - составной части транспортной системы страны, от надежной работы которой зависит обеспечение бесперебойных перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров по автомобильным дорогам.
1.4. Основные термины и понятия:
переправа (паромная переправа и (или) наплавной мост) - пересечение автомобильной дорогой водотока с использованием для пропуска транспорта парома или наплавного моста;
паромная переправа - переправа, в которой для перевоза автомобилей используется подвижное (плавающее) устройство (судно) - паром;
наплавной мост - переправа, в которой проезд автомобилей осуществляется по мосту на плавучих опорах или по установленным в ленту плавсредствам;
плавсредства переправ - все плавающие (самоходные, несамоходные, стоечные) средства или суда;
береговая часть переправы - причалы, эстакады и подходы к ним.
1.5. Статус паромных переправ и наплавных мостов, режим их работы, порядок и вопросы оплаты перевозки автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с областными (районными) исполкомами Советов народных депутатов, а на внутренних водных путях, включенных в перечень, объявляемый Минречфлотом РСФСР, и сплавных путях - и с органами, регулирующими судоходство и сплав соответственно.
1.6. Паромные переправы и наплавные мосты должны иметь пропускную способность, обеспечивающую установленную для них расчетную интенсивность движения на данной автомобильной дороге, обеспечивать пропуск расчетных нагрузок, безопасные условия пересечения водной преграды транспортными средствами и пассажирами (пешеходами), безопасность движения автомобилей на переправах и подходах к ним. Работа паромных переправ и наплавных мостов не должна создавать препятствий и опасности для судоходства на внутренних судоходных путях.
1.7. Паромные переправы и наплавные мосты должны оборудоваться на береговой части служебными помещениями и павильонами для ожидания пассажиров; плавсредства переправ должны иметь аварийно-спасательное имущество и противопожарное оборудование; подходы к переправе должны оборудоваться средствами регулирования движения, в темное время суток переправы должны быть освещены.
1.8. На внутренних судоходных путях паромные переправы и наплавные мосты должны быть обозначены навигационными знаками и огнями в соответствии с требованиями ГОСТ 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей". Типы, размеры, цвет и расположение навигационных знаков и огней должны быть согласованы с органами, регулирующими судоходство.
Плавсредства должны нести огни и знаки и подавать звуковые сигналы в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР.
1.9. Плавсредства паромных переправ и наплавных мостов должны отвечать техническим требованиям, иметь документацию, регистрироваться, проходить освидетельствование на годность к плаванию, эксплуатироваться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Минречфлота РСФСР, Речного регистра РСФСР или ГИМС РСФСР по поднадзорности плавсредств.
1.10. На каждую переправу должны быть разработаны с учетом ее конструктивных особенностей и местных условий перевозок правила пользования переправой, регламентирующие порядок погрузки, выгрузки автотранспорта и пассажиров, поведение водителей и пассажиров на переправе и т.д., а также схемы загрузки паромов автомобилями. Транспаранты и плакаты с правилами должны быть установлены перед въездом на переправу.
1.11. В задачи эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов входят: определение состава переправы, отвечающего требуемой пропускной способности; организация работы переправы с установлением режима работы в течение суток; укомплектование переправы штатами, подготовка кадров и повышение их квалификации, решение вопросов оплаты труда и материального стимулирования; регистрация и периодические технические освидетельствования плавсредств переправ на годность к плаванию; ведение судовой документации на плавсредствах и технической документации на переправу; поддержание установленного режима эксплуатации навигационных знаков; обеспечение беспрепятственного и безопасного пропуска судов на судоходных реках; организация и регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к ним; руководство погрузкой и выгрузкой автомобилей, посадкой и высадкой пассажиров; контроль за весовыми параметрами пропускаемых по переправе нагрузок.
1.12. Основные задачи текущего ремонта и содержания паромных переправ и наплавных мостов: следить за чистотой грузовой палубы паромов, площадок для пассажиров, конструкций и проезжей части наплавных мостов, состоянием водоотвода, исправным состоянием причальных устройств, креплений буксиров к паромам, швартовых устройств, аппарелей, разводных устройств наплавных мостов, переходных пролетов и трапов, навигационных знаков; производить регулярный осмотр конструкций, выявлять в них дефекты, исправлять мелкие повреждения и регулировать элементы сопряжений; следить за отсутствием течи в плавучих опорах, паромах и буксирах, а при ее появлении откачивать воду и принимать меры по ликвидации течи, проветривать в сухую погоду внутренние помещения паромов и плавучих опор; вести ежедневные наблюдения за якорными закреплениями плавучих опор, креплениями канатов паромных переправ, подтягивать канаты якорей и т.д.; проводить ремонт и замену отдельных поврежденных и изношенных элементов конструкций, которые не требуют прекращения работы переправы и привлечения специализированных организаций; регулировать высотное положение причалов; производить при необходимости подкраску отдельных элементов и надводной части плавсредств.
1.13. При ремонте (среднем и капитальном) паромных переправ и наплавных мостов выполняются работы, требующие прекращения эксплуатации переправы в целом или ремонтируемых технических средств в составе переправы, использования стационарного специального оборудования или привлечения для выполнения работ специализированных предприятий и организаций. К таким работам относятся: сложный ремонт главных двигателей буксирных катеров и теплоходов, а также самоходных паромов; ремонт, замена и усиление обшивки и элементов набора корпуса плавсредств переправ; окраска конструкций и плавсредств, антисептирование деревянных конструкций и элементов; усиление и замена конструкций пролетных строений, переходных пролетов и аппарелей, причалов и их элементов и т.д.