1.1. В соответствии с методикой определения эффективности капиталовложений в народное хозяйство эффективное проектное решение выявляют, сравнивая варианты по основным технико-экономическим показателям: единовременным затратам (капиталовложениям) и текущим (эксплуатационным расходам).
Наилучший вариант находят из условия минимума суммарных затрат, приведенных к году окончания строительства (реконструкции):
, (1.1)
где - нормативный коэффициент сравнительной эффективности для (транспорта =0,12); - приведенные единовременные затраты; - нормативный коэффициент для приведения разновременных затрат к одному моменту времени Е=0,08); - текущие затраты в t-м году; - срок сравнения вариантов с учетом потерь от дорожно-транспортных происшествий.
1.2. С учетом экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий определяют суммарные приведенные текущие затраты (в рублях):
, (1.2)
где - ежегодные затраты на текущий ремонт и содержание дороги в t-м году; - затраты на средний ремонт дороги, отнесенные к одному году межремонтного срока службы; - автотранспортные затраты в t-м году; - потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий в t-м году; - экономический эффект, вызванный сокращением пребывания пассажиров в пути после реконструкции дороги в t-м году; - потери народного хозяйства из-за изъятия земель из сельскохозяйственного производства.
1.3. Существуют две формы народнохозяйственных потерь от дорожно-транспортных происшествий (рис.1)*.
________________
* Текст соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".
Рис.1.1. Структура потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий
К прямым (непосредственным) относят потери автотранспортных предприятий, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей, затраты ГАИ и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами (оплата бюллетеней, выдача пособий), государственных органов социального обеспечения (пенсии), компенсации по страхованию.
К косвенным относят потери народного хозяйства вследствие временного или полного отключения члена общества из сферы материального производства, нарушения производственных связей и социально-моральные потери.
1.4. Суммарные потери от одного дорожно-транспортного происшествия (в рублях):
, (1.3)
где - затраты на доставку, восстановление и ремонт поврежденных транспортных средств, руб.; - потери из-за простоев транспортных средств с момента дорожно-транспортного происшествия до восстановления, руб.; - затраты на ремонт поврежденных автомобильных дорог (улиц), сооружений (ограждений, технических средств регулирования движения, перил мостов, опор путепроводов и т.д.), руб.; - потери от порчи грузов в результате дорожно-транспортного происшествия, руб.; - затраты, связанные с нарушением условий движения в зоне дорожно-транспортного происшествия (задержки и перепробеги транспортных средств при пропуске их по объезду) и с последующей очисткой проезжей части, руб.; - потери от вовлечения человека в дорожно-транспортное происшествие (потеря части национального дохода, расходы на лечение, оплата бюллетеня, пенсии, пособия и т.д.), руб; - затраты органов ГАИ, юридических органов на расследования, оформление материалов по дорожно-транспортному происшествию, ведение дознания, вызов свидетелей, рассмотрение дела в суде и т.д., руб.; - количество транспортных средств, грузов, людей, включенных в одно дорожно-транспортное происшестви
е.
1.5. Потери подсчитывают отдельно для каждой категории дорожно-транспортных происшествий.
Органы ГАИ делят дорожно-транспортные происшествия на отчетные и неотчетные.
К отчетным относят дорожно-транспортные происшествия, возникшие в процессе движения транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб, превышающий 150 руб.
К неотчетным относят дорожно-транспортные происшествия, при которых материальный ущерб, определяемый суммой убытков от повреждения транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также гибели животных, составляет менее 150 руб.