Статус документа
Статус документа

ВСН 182-91/Минтрансстрой Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства

Поиск и разведка месторождений в полосе варьирования трассы

2.26. Цель поисково-разведочных работ:

найти месторождения строительных материалов для каждого варианта трассы или для всех при их достаточно близком проложении по всей полосе варьирования;

приближенно оценить условия распространения, залегания и транспортирования материалов к трассе, их запасы и качество;

выделить наиболее перспективные участки по технико-экономическим показателям для последующей детальной разведки и опробования.

2.27. В процессе поисков устанавливают землепользователей, качество перспективных площадей с точки зрения их применения в народном хозяйстве и производят предварительное согласование вопроса об отводе земель. Кроме того, выявляют действующие или только разведанные карьеры, их годовую производственную мощность и возможность применения материалов для строительства дороги. С этой же целью обследуют отвалы горнорудных предприятий и минеральные отходы перерабатывающей промышленности.

2.28. Разведку месторождений в поисках грунтов для земляного полотна выполняют с детальностью, отвечающей подсчету запасов по категории С. К этой категории могут быть отнесены запасы при соблюдении следующих условий:

контуры месторождений нанесены по геологическим или геоморфологическим данным (можно по дешифрированным аэроснимкам) и подтверждены отдельными обнажениями или единичными горными выработками;

привязка к трассе проведена по шагомеру, спидометру автомашины или топографическим картам масштаба 1:50000-1:100000;

условия залегания, форма тела полезного ископаемого и литологический состав установлены по описаниям отдельных выработок, геофизической разведки и результатам изучения генетических типов грунтов района. Следует также использовать карту инженерно-геологического районирования, если она составлялась при изысканиях на стадии разработки ТЭО;

пригодность грунтов для земляного полотна определена в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85 по результатам испытания единичных проб или по аналогии с другими участками на основании визуального изучения образцов по геологической документации выработок и обнажений;

гидрогеологические условия месторождения известны предположительно;

горнотехнические условия выявлены предположительно;

подсчет запасов произведен схематично. Установленные запасы должны превышать заявленную потребность не менее чем в 2 раза.

2.29. Поиски и разведку дренирующих и каменных материалов для дорожной одежды следует производить с детальностью, отвечающей подсчету запасов по категории С. К этой категории могут быть отнесены запасы при соблюдении следующих условий:

форма залегания полезной толщи установлена схематично;

средняя мощность исковых и вскрышных пород определена ориентировочно или по данным геофизических работ;

пригодность материала для дорожной одежды, укрепительных работ и сооружения земляного полотна в особых условиях (мокрые выемки, насыпи на болотах и т.п.) определена на основе изучения отдельных проб в лаборатории или визуального обследования их в поле. Отмечено наличие или отсутствие прослоев и линз некондиционных материалов;

гидрологические и горнотехнические условия оценены приближенно: установлено наличие или отсутствие подземных вод;

произведена съемка в масштабе не менее 1:5000 или сделаны топографические планы по материалам аэрофотосъемки;

запасы подсчитаны по данным проходки выработок, электрозондирования и по геолого-геоморфологическим признакам. Установленные запасы должны превышать заявленную потребность не менее чем в 2 раза.

2.30. Качество материалов для дорожной одежды должно быть определено по основным показателям, предусмотренным СНиП 2.05.02-85, а также соответствующими ГОСТами.

2.31. В поисково-разведочных работах следует выделять три периода: подготовительный, полевой и камеральный.

В подготовительный период основной задачей является возможно более полное изучение района изысканий по материалам, указанным в п.2.25, причем дешифрированию аэрофотоснимков должно быть уделено особое внимание. В процессе дешифрирования аэрофотоснимков, кроме решения общих инженерно-геологических вопросов, определяющих оптимальное проложение вариантов трассы, необходимо выделять наиболее перспективные для поисков месторождений геоморфологические элементы. На составленной по данным дешифрирования предварительной инженерно-геологической карте намечают маршруты поисков, а также предварительную сеть поисково-разведочных выработок и геофизических профилей. Наиболее удобные масштабы - 1:25000 и 1:50000.

На основе собранных материалов определяют необходимые объемы работ и в соответствии с пп.2.37 и 2.38 составляют программу работ и смету.

В процессе составления программы на основе камеральной проработки вариантов заранее предусматривается полный объем детальных поисково-разведочных работ по избранному для разработки проекта варианту.