Статус документа
Статус документа

Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог

    4.2. Подготовительные работы

4.2.1. В проекте организации работ должен быть предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по безопасным методам работ в зимнее время, включающий:

подготовку условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда;

выбор типа и марки машин;

подготовку карьеров и резервов;

подготовительные работы на полосе отвода;

обустройство рабочей зоны;

организацию движения по временным дорогам.

4.2.2. Подготовка условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда заключается в обеспечении людей передвижными теплыми помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи, средствами связи (рация), передвижения и освещения, а также санными прицепами с необходимым количеством горючих и смазочных материалов, запасными частями и оборудованием для ремонта машин и механизмов.

4.2.3. Машины следует выбирать с учетом природно-климатических и мерзлотно-грунтовых условий, влияющих на их эксплуатационные показатели и безопасность выполнения работ.

На земляных работах, кроме машин обычных модификаций, применяют машины в северном исполнении и повышенной проходимости.

4.2.4. Немеханизированные подготовительные работы (разбивка местности, определение опасных зон, изучение общей обстановки и т.д.) следует выполнять под непосредственным руководством и наблюдением мастера.

В летнее время работы на топких болотах должны производиться группой рабочих не менее чем из трех человек, оснащенных шестом диаметром 5-6 см и длинной не менее 5 м. К поясу каждого рабочего карабином прикрепляется прочная пеньковая веревка (без узлов), выдерживающая нагрузку 180 кгс.

Эти веревки должны храниться в сухом месте и перед применением должны быть осмотрены мастером.

Встречающиеся в болотистой местности “окна” (они выделяются своей яркой сочной зеленью) следует обходить.

Спасательный шест должен быть изготовлен из сухой ели, сосны или дюралюминиевой трубы, заваренной по концам.

При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы (гати) из жердей и веток. В случае провала в “окно” следует не делать резких движений, а продолжать держаться за шест, положенный горизонтально поперек “окна”. Помощь надо оказывать с прочного места с помощью веревки или длинного шеста.

Передвижение по топям и марям должно производиться “след в след” с интервалами между идущими не менее 2-3 м с обязательным применением “медвежьих лап” или плетеных лыж, охранных веревок, шестов и других средств. Крепления “медвежьих лап” и плетеных лыж к обуви должны быть легкосъемными, а тесемки следует завязывать узлом, освобождаемым натягиванием одного из концов тесемки. Передвижение “след в след” по торфяным болотам, образовавшимся на месте бывших озер, по болотам с малой прочностью верхнего слоя запрещается. Через зыбкие торфяные болота следует переходить при взаимной страховке веревкой (связкой) с интервалом 8-10 м.

На лесных болотах следует остерегаться заклинивания ног между корнями деревьев. Кочковатые болота следует переходить по кочками обязательно с шестом.

4.2.5. Микрорельеф болота дает представление о его проходимости, строительном типе залежи. Верховые болота относятся к I типу; о степени уплотнения залежи можно косвенно судить по наличию открытой воды на поверхности, характеру микрорельефа.

Наличие деревьев хвойных пород указывает на достаточную плотность торфа (тип I-А). Торфяные залежи, образовавшиеся вследствие зарастания водоемов, как правило, подстилаются слоями ила и сапропеля. В низинных торфяниках степень разложения обычно возрастает по глубине, и при высокой влажности их следует относить ко II типу. Наличие перекрытых сплавиной жидких образований III типа можно распознать по упругой подвижности верхнего слоя, угнетенности или отсутствию древесного яруса.

Особое внимание следует уделить наличию топей, в которых торф имеет крайне высокую влажность, иногда разжижен. Топи представляют собой как бы “болота во второй степени” и наблюдаются либо в местах повышенной интенсивности внутреннего стока, либо при застое воды. Крупные застойные топи образуются на водоразделах или краях верховых болот, проточные топи - в местах концентрации стока: между выпуклостями, в устьях или истоках ручьев и т.д. Топи зачастую не имеют открытых водных поверхностей, поэтому представляют особую опасность. При трассировании дороги крупные топи целесообразно обходить.

В болотах, образовавшихся вследствие заторфовывания озер и других водоемов с застойной водой, пласты торфа подстилаются более или менее мощными отложениями органического ила - сапропеля.

Органический ил имеет разнообразную структуру и плотность в зависимости от состава и условий залегания. Консистенция его может определяться обычными для грунтов терминами - твердый, пластичный, текучий. В залежи (болота типа II-А) наиболее плотный ил имеет вид пластичной глины, а в озерных болотах (типы II-Б и III) с незавершенным развитием может быть текучим. Также разнообразной может быть и структура сапропелей - от аморфной, близкой к обычным типам грунтов, до чешуйчатой, тонкослоистой или зернистой.

4.2.6. В зимнее время меры безопасности при обследовании состояния льда изложены в “Правилах по охране труда при сооружении мостов” (утверждены Минтрансстроем, 1990 г.).

4.2.7. Механизированные подготовительные работы во всех районах II дорожно-климатической зоны следует проводить, как правило, в зимнее время.

Перед началом работы техники на болоте все непромерзшие участки должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.

Производить работы на непромороженном, необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.

На болотах с низкой несущей способностью следует проводить искусственное промораживание поверхности на глубину не менее 40 см способами, предусмотренными проектом производства работ (очистка от снега, проминка, намораживание, армирование хворостом и т.п.).