4.3.1. В зимний период допускается устройство сухих траншей выторфовывания и заполнение их минеральным грунтом до отметки на 0,5 м выше поверхности болота.
Эти работы (помимо общих организационно-технических) имеют свои особенности:
в проведении подготовительных работ в полосе отвода и на основании;
в механизированной разработке траншеи выторфовывания;
в послойной отсыпке и уплотнении минерального грунта нижней части насыпи.
4.3.2. На осушенных болотах I и II типов с плотным минеральным дном выторфовывание торфяной залежи следует выполнять бульдозером или экскаватором-драглайном болотной модификации и повышенной проходимости сразу на полную глубину залегания слабого грунта.
4.3.3. На болотах I типа при устройстве траншеи полного профиля под насыпь необходимо использовать экскаваторы с уширенно-удлиненной гусеницей.
4.3.4. Разработку траншей в летнее время на болотах I типа рекомендуется осуществлять одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах либо (при их отсутствии) одноковшовыми экскаваторами, передвигающимися на сланях, и болотными.
4.3.5. На болотах II и III типов траншеи рекомендуется разрабатывать болотными экскаваторами либо (при их отсутствии) обычными экскаваторами, установленными на понтоны.
4.3.6. Работы разрешается производить на торфах с несущей способностью, обеспечивающей проходимость землеройной техники.
Уровень грунтовых вод должен быть не выше 0,5 м от дна болота.
Во избежание обрушения грунта расстояние между краем гусениц экскаватора и краем траншеи должно быть не менее 1,5 м.
4.3.7. На болотах I типа при разработке траншеи выторфовывания должна использоваться схема “две траншеи” при одновременной работе двух экскаваторов.
На болотах II типа работу экскаватора следует организовывать по схеме поперечных траншей. Рабочая зона ограничивается торцевым участком возводимой насыпи.
4.3.8. Для обеспечения безопасной работы бульдозера допускается разрабатывать слабый грунт слоями толщиной не более 0,2-0,3 м с обязательным перемещением его в отвал и последующим разравниванием до смерзания торфа.
При разработке траншеи выторфовывания экскаватором удаление слабого грунта следует проводить “на себя”.
4.3.9. При разработке бульдозером траншея должна иметь крутизну откоса не более 1:3,5.
Вынутый грунт следует размещать на расстоянии не менее 1-1,5 м от бровки траншеи.
4.3.10. Во время загрузки автомобиля-самосвала экскаватором водитель автомобиля должен покинуть кабину и следить за погрузкой, находясь на безопасном расстоянии.
При вынужденной остановке машины водителю запрещается отдыхать или спать в кабине.
4.3.11. В зоне действия рабочих органов землеройных машин проведение других работ и нахождение людей запрещается.
4.3.12. Не допускается скопление дорожно-строительной техники в рабочей зоне.
4.3.13. Не разрешается длительная работа машин на одной стоянке.
4.3.14. Разработку траншей выторфовывания на болотах II типа в зимнее время следует производить при температуре воздуха не выше минус 10 °С; при мощности сильнообводненных торфов более 2 м необходимо устраивать дополнительные боковые траншеи шириной 0,5-1 м на расстоянии 1,5-2 м от основной траншеи выторфовывания для обеспечения промерзания торфа по стенкам траншеи на всю глубину и прекращения доступа воды в основную траншею.
Для ускорения промерзания стенок из дополнительных боковых траншей необходимо откачивать воду насосами.
В комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий должны быть включены подбор количества насосов и выбор их производительности для непрерывного понижения уровня воды, поступающей в открытую траншею.
4.3.15. При производстве работ на болотах II типа во избежание аварийной ситуации во время работы экскаватора с мощным слоем жидкого шлама, образующегося в результате оплывания откосов траншей, при любом способе разработки они должны немедленно после отрытия заполняться минеральным грунтом.
4.3.16. Вывоз разработанного торфа автомобилями-самосвалами и завоз минерального грунта для нижней части насыпи допускаются только после промерзания дна подготовленной траншеи на глубину 10-15 см.