4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.
Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источником производственной опасности при выполнении последующих.
4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.
4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.
4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:
определить несущую способность торфяной залежи;
назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;
установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;
назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;
установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.
4.1.5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл.3.
Таблица 3
Тип бо- лота | Общая характе- | Основные внешние признаки | Характер деформаций под нагрузкой | Влаж- | Коэф- | Сте- пень раз- | При- | Осадка при нагрузке 0,5 кгс/см, % первона- |
I-A | Уплот- ненный торф, облада- ющий струк- турной проч- ностью | Осушенный или уплотненный вышележащий минеральный слой | Сжатие при незначительном боковом расширении | <600 | <7 | <60 | >0,5 | <30 |
I-Б | Рыхлый торф, облада- ющий струк- турной проч- ностью | Влажность близка к максимальной. Короткое время удерживает вертикальные откосы | Сжатие при незначительном боковом расширении | 600- 1500 | <20 | <40 | >0,3 | 30-50 |
I-В | Амор- фный грунт (торф) вязко- плас- тичной консис- тенции | Торф высокой степени разложения или сапропель, уплотненные вышележащими слоями | Преимущественно выдавливание из контура загружения | <400 | <5 | >60 | <0,3 | При отсутствии вышеле- жащих более плотных слоев - до полного выдав- ливания |
II-Б | Амор- фный грунт (торф) мягко- плас- тичной консис- тенции | Торф высокой степени разложения или сапропель при влажности, близкой к максимальной | Выдавливание из контура загружения | 400- 1000 | 4-10 | >40 | 0* | До полного выдав- ливания |
III | Амор- фный грунт текучей консис- тенции | Жидкие слои сплавинных болот | Растекание | Не ограничены | - | 0 | Под нагрузкой расте- кается |
__________________
* При отсутствии более прочного покровного слоя.
4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл.4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.
Таблица 4
| Наименьшая толщина промерзшего верхнего слоя болота, см, с растительностью | |
торфяной | моховой | |
Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс, гусеничные машины или тракторы массой до 12 т | 12-15 | 15-20 |
Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс, гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т | 15-20 | 25-30 |
Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс, груженные автомобили с прицепом | 25-30 | 35-48 |
Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта, перемешанного с моховыми покрытиями, должна быть на 15-20 % больше приведенных.
4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.
4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25-30 % (табл.5).
Таблица 5
| Влажность по отношению к массе сухого торфа, % | Допустимое давление, МПа (кгс/см) |
Очень плотный слабоувлажненный | 200-400 | 0,060 (0,60) |
Плотный среднеувлажненный | 400-600 | 0,042 (0,42) |
Рыхлый увлажненный | 600-1000 | 0,033 (0,33) |
Очень рыхлый сильноувлажненный, сапропель | 1000-1500 | 0,015 (0,15) |
Жидкий, сапропель | >1500 | <0,007 (0,07) |