Статус документа
Статус документа

Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог

    4.1. Общие положения

4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.

Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источником производственной опасности при выполнении последующих.

4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.

4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.

4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:

определить несущую способность торфяной залежи;

назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;

установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;

назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;

установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.

4.1.5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл.3.          


 Таблица 3


Тип бо- лота

Общая характе-
ристика грунта

Основные внешние признаки

Характер деформаций под нагрузкой

Влаж-
ность,
%

Коэф-
фици-
ент порис-
тости

Сте- пень раз-
ложе- ния, %

При-
мер-
ная несу-
щая способ-
ность, кгс/см

Осадка при нагрузке 0,5 кгс/см,

% первона-
чальной мощности залежи

I-A

Уплот-

ненный торф, облада-

ющий струк-

турной проч-

ностью

Осушенный или уплотненный вышележащий минеральный слой

Сжатие при незначительном боковом расширении

<600

<7

<60

>0,5

<30

I-Б

Рыхлый торф, облада-

ющий струк-

турной проч-

ностью

Влажность близка к максимальной. Короткое время удерживает вертикальные откосы

Сжатие при незначительном боковом расширении

600-

1500

<20

<40

>0,3

30-50

I-В

Амор-

фный грунт (торф) вязко-

 плас-

тичной консис-

тенции

Торф высокой степени разложения или сапропель, уплотненные вышележащими слоями

Преимущественно выдавливание из контура загружения

<400

<5

>60

<0,3

При отсутствии вышеле-

жащих более плотных слоев - до полного выдав-

ливания

II-Б

Амор-

фный грунт (торф) мягко-

плас-

тичной консис-

тенции

Торф высокой степени разложения или сапропель при влажности, близкой к максимальной

Выдавливание из контура загружения

400-

1000

4-10

>40

0*

До полного выдав-

ливания

III

Амор-

фный грунт текучей консис-

тенции

Жидкие слои сплавинных болот

Растекание

Не ограничены

-

0

Под нагрузкой расте- кается

__________________

* При отсутствии более прочного покровного слоя.

4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл.4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.

     Таблица 4



Тип машины

Наименьшая толщина промерзшего верхнего слоя болота, см, с растительностью

торфяной

моховой

Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс, гусеничные машины или тракторы массой до 12 т

12-15

15-20

Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс, гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т

15-20

25-30

Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс, груженные автомобили с прицепом

25-30

35-48

   

       Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта, перемешанного с моховыми покрытиями, должна быть на 15-20 % больше приведенных.

4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.

4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25-30 % (табл.5).

     Таблица 5


Характеристика торфа

Влажность по отношению к массе сухого торфа, %

Допустимое давление, МПа (кгс/см)

Очень плотный слабоувлажненный

200-400

0,060 (0,60)

Плотный среднеувлажненный

400-600

0,042 (0,42)

Рыхлый увлажненный

600-1000

0,033 (0,33)

Очень рыхлый сильноувлажненный, сапропель

1000-1500

0,015 (0,15)

Жидкий, сапропель

>1500

<0,007 (0,07)