Статус документа
Статус документа

ВСН 27-76/Минавтодор РСФСР Технические указания по применению битумных шламов для устройства защитных слоев на автомобильных дорогах

5. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

5.1. Принципиальные технологические схемы организации производства работ



5.1.1. В зависимости от протяженности дорожной сети, требующей устройства защитных слоев из битумных шламов, среднего расстояния перевозки продукции (паст, эмульсий или шламов), наличия или возможности приобретения (изготовления) смесительных узлов, а также возможности получения готовой эмульсии, различают шесть принципиальных схем организации производства работ.

Перечень и описание оборудования и механизмов, необходимых для приготовления, транспортировки и укладки битумных шламов, приведены в приложении 5.     

Схема 1 с использованием стационарного или инвентарного узла, включающего один смеситель принудительного или свободного перемешивания для приготовления битумных шламов



5.1.2. При наличии смесителя принудительного перемешивания в зависимости от скорости вращения лопастей пастовый шлам можно готовить одностадийным или двустадийным способом (см. п.1.1.7). Возможность приготовления анионного шлама в данном случае не зависит от скорости вращения лопастей смесителя.

5.1.3. При наличии смесителя свободного перемешивания по этой схеме возможно приготовление только анионного шлама.

5.1.4. Наименее трудоемок одностадийный способ. Использование при этом смесителя асфальтобетонного завода Д-597А (см. п.1.1 приложения 5) позволяет достичь производительности около 80 т смеси в смену, обеспечивая однослойную обработку за строительный сезон свыше 100 км дорожного покрытия. Аналогичный эффект дает применение глиномялки ГМЗ или бетонорастворосмесителя СБ-81 (п.1.4 приложения 5).

5.1.5. Использование смесителя емкостью 500 л с малой скоростью вращения лопастей (менее 60 об/мин) при двустадийном совмещенном способе для пастовых шламов или двустадийном раздельном способе для анионных шламов позволяет достичь производительности около 25 и 80 т в смену соответственно.

5.1.6. Наиболее эффективно расположение смесительного узла на асфальтобетонном заводе, а при отсутствии такой возможности - на территории любых других производственных предприятий, что позволяет частично или полностью использовать существующие производственные мощности. В первом случае удается, как правило, также использовать склады битума, порошка и песка и оборудование для их подачи.

5.1.7. Эффективный радиус действия узла 20-30 км. Большая дальность возки нецелесообразна из-за увеличения числа транспортных средств для перевозки смеси.          

Схема 2 с использованием стационарного или инвентарного узла, включающего две мешалки принудительного
перемешивания или одну принудительного, а другую свободного перемешивания для приготовления
пастовых шламов



5.1.8. В отличие от схемы 1 смесь готовят двустадийным раздельным способом (см. п.1.1.7). Такая схема эффективна, когда скорость вращения лопастей имеющихся в наличии смесителей меньше 60 об/мин.

5.1.9. Учитывая, что с одной стороны, приготовление замеса пасты требует примерно в 2 раза больше времени, чем приготовление замеса шлама (для смесителей одинаковой емкости), а, с другой стороны, для приготовления замеса шлама требуется пасты в 2-3 раза меньше по объему, то для бесперебойной работы обоих смесителей емкость одного из них, в которой готовят пасту, должна быть в 2-2,5 раза меньше: например, 250 и 500 л. Производительность в этом случае может быть достигнута около 80 т в смену.

5.1.10. Как и в схеме 1 эффективный радиус действия узла 20-30 км.     

Схема 3 с использованием стационарного или инвентарного и передвижного узлов для приготовления пастовых шламов



5.1.11. Рассматриваемая схема отличается от схемы 2 тем, что передвижной узел приготовления смеси по мере передвижения фронта работ передислоцируют в новые пункты. Пасту транспортируют в пасторастворовозах ПС-402 (см. п.2.3 приложения 5) от узла ее приготовления к передвижному узлу приготовления смеси. Песок подвозят от ближайшего карьера (или склада) к месту стоянки передвижного узла в процессе работ или заготавливают впрок на предполагаемых местах стоянки передвижного узла приготовления смеси.

5.1.12. В отличие от предыдущих схем рассматриваемая схема предполагает уменьшение числа транспортных средств при той же производительности. Она является более экономичной при радиусе действия узла приготовления паст свыше 20-30 км.

5.1.13. Применение в качестве смесительного оборудования на обоих узлах смесителя Д-597А позволяет достичь производительности около 150 т смеси в смену при производительности узла приготовления паст около 50 т в смену.

5.1.14. Применение оборудования СИ-206 и СИ-207 (см. п.1.7 и 1.8 приложения 5) в наибольшей мере отвечает рассматриваемой схеме. На рис.2 приведены различные этапы производства работ с применением узлов СИ-206 и СИ-207.     


Рис.2. Различные этапы производства работ по устройству защитного слоя из битумного шлама с применением узлов СИ-206 и СИ-207 в зависимости от удаленности места укладки смеси от АБЗ:

а - до 30-50 км; б - oт 30-50 до 80-100 км; в - свыше 80-100 км;

1 - песчаный карьер; 2 - АБЗ; 3 - передвижной узел приготовления пасты СИ-207; 4 - самоходная транспортная тележка ПС-401М; 5 - пасторастворовоз ПС-402; 6 - покрытие, обработанное шламом; 7 - передвижной узел СИ-206 приготовления шлама на готовой пасте или эмульсии


При наличии АБЗ на его территории устанавливают узел приготовления пасты СИ-207, на котором можно сразу готовить шлам одностадийным способом. Узел приготовления смеси СИ-206 временно передают другому участку, где он может получать готовую пасту или эмульсию. В радиусе 1,5-2 км от АБЗ, где установлен узел СИ-207, смесь можно транспортировать самоходными транспортными тележками ПС-401М, (см. п.2.2 приложения 5), а на расстояние до 20-30 км - пасторастворовозами ПС-402 (рис.2, а). После обработки покрытия в радиусе 20-30 км от АБЗ, где установлен узел СИ-207, узел СИ-206 передислоцируют в район действия этого АБЗ так, что он начинает работать в комплекте с узлом СИ-207, получая от него пасту (рис.2, б). Через каждые 7-8 км обработанного покрытия узел СИ-207 перемещают вдоль фронта работ на новое место. Удаление узла СИ-206 от узла СИ-207 более чем на 70-80 км нецелесообразно из-за увеличения необходимого количества пасторастворовозов. В этом случае экономичнее передислоцировать узел СИ-207 на другой АБЗ, если этот АБЗ отстоит от первого не далее 140-160 км. В противном случае узел СИ-207 устанавливают автономно (рис.2, в). При этом необходимо организовать доставку к нему битума, воды и минеральных компонентов.

5.1.15. Замена транспортных тележек ПС-401М пасторастворовозами ПС-402 или самосвалами с механическим побудителем ПС-404 (см. п.2.4 приложения 5) позволяет снизить приведенные затраты. В этом случае узел СИ-206 перемещают вдоль фронта работ через каждые 21-23 км.

5.1.16. В п.5.1.13 и 5.1.14 приведены ориентировочные значения минимального и максимального расстояния между узлами СИ-206 и СИ-207 и длин захваток. Точные их значения могут быть вычислены путем минимизации приведенных затрат методами дифференциального исчисления.

Схема 4 с использованием одного передвижного узла СИ-207 для приготовления битумных шламов