1.5.1. На пересечениях в одном уровне безопасность движения зависит от направления и интенсивности пересекающихся потоков, числа точек пересечения, разветвлений и слияния потоков движения - конфликтных точек, а также от расстояния между этими точками (рис.1.4). Чем больше автомобилей проходит через конфликтную точку, тем больше вероятность возникновения в ней дорожно-транспортного происшествия.
Рис.1.4. Схема конфликтных точек на примыканиях автомобильных дорог в одном уровне:
1, 4, 9 - точки разделения потоков; 2, 7, 8 - точки слияния потоков; 3, 5, 6 - точки пересечения потоков
1.5.2. Опасность конфликтной точки можно оценить по возможной аварийности в ней (количество ДТП за 1 год):
,
где - относительная аварийность конфликтной точки (принимается согласно табл.1.13, 1.14); , - интенсивности движения пересекающихся в данной конфликтной точке потоков, авт./сут; - коэффициент годовой неравномерности движения (для европейской части РСФСР может быть принят согласно табл.1.15, для других областей - по данным изысканий и обследований дорог).
Таблица 1.13
Условия движения | Направление движения автомобилей | Характеристика пересечения | Значения коэффициентов относительной аварийности | |
|
| необорудованное пересечение | канализированное пересечение | |
Слияние потоков | Правый поворот | Радиус поворота: переходные кривые |
|
|
| Левый поворот | = 10 м 10,0 < < 25 м 10,0 < < 25 м, переходно-скоростные полосы | 0,0320* | 0,0022 |
Пересечение потоков | Угол пересечения: 0 < 30 30 < 50 50 < 75 75 < 90 90 < 120 120 < 150 150 < 180 |
|
| |
Разделение потоков | На правом повороте | Радиус поворота: переходные кривые с переходно-скоростной полосой |
|
|
| На левом повороте | < 10 м 10 < 25 м, 10 <25 м, переходно-скоростные полосы | 0,0300 | 0,0300 |
Два поворачивающих потока | Разделение двух потоков | 0,0015 | 0,0010 | |
| Пересечение двух левоповоротных потоков | 0,0020 | 0,0005 | |
| Слияние двух поворачивающих потоков
| 0,0025
| 0,0012
|
________________
* Для определения в этом случае данные таблицы нужно умножить на коэффициент:
Угол пересечения дорог, град | до 30 | 40 | 50-75 | 90 | 120 | 150 | 180 |
1,8 | 1,2 | 1,0 | 1,2 | 1,9 | 2,1 | 3,4 |
Таблица 1.14
| Радиус внутренней кромки кольца, м | |||||||||
Схема маневра | Характ- | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 |
| Коэффициент относительной аварийности | |||||||||
Слияние потоков: на многопо- лосном кольце при радиусе съезда более 15 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| на однопо- лосном кольце при радиусе съезда менее 15 м | 0,0040 | 0,0030 | 0,0022 | 0,0015 | 0,0010 | 0,0007 | 0,0005 | 0,0004 | 0,0004 |
| то же, более 15 м
| 0,0040
| 0,0025
| 0,0013
| 0,0010
| 0,0007
| 0,0005
| 0,0004
| 0,0003
| 0,0003
|
Разделение потоков: на многопо- лосном кольце при радиусе съезда более 15 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| на однопо- лосном кольце при радиусе съезда менее 15 м | 0,0028 | 0,0020 | 0,014 | 0,0010 | 0,0007 | 0,0006 | 0,0005 | 0,0004 | 0,0003 |
| то же, более 15 м
| 0,0016
| 0,0012
| 0,0010
| 0,0007
| 0,0005
| 0,0004
| 0,0003
| 0,0002
| 0,0002
|
Переп- летение потоков на многопо- лосном кольце | - | - | - | 0,0016 | 0,0013 | 0,0010 | 0,0008 | 0,0007 | 0,0006 |
Коэффициент 25 введен в формулу для учета среднего количества рабочих дней в месяц, в течение которых загрузка дорог резко превышает загрузку в нерабочие дни.
При расчетах, проводимых для существующих дорог, коэффициент принимают для месяца, в который проводился учет интенсивности движения. Для вновь проектируемых дорог отношение 25/ принимают равным 365.
1.5.3. Степень опасности пересечения оценивается показателем безопасности движения , характеризующим количество ДТП на 10 млн. автомобилей, прошедших через пересечение,
,
где - теоретически вероятное количество ДТП на пересечении за 1 год; - число конфликтных точек на пересечении; - интенсивность на главной дороге, авт./сут; - то же, для второстепенной дороги; - коэффициент годовой неравномерности движения (см. табл.1.15).
Таблица 1.15
Месяцы | Коэффициент при среднегодовой суточной интенсивности движения, авт./сут | |||
| до 1000 | 1000-2000 | 2000-6000 | > 6000 |
I | 0,0885 | 0,0800 | 0,0510 | 0,0510 |
II | 0,0860 | 0,0660 | 0,0550 | 0,0585 |
III | 0,0860 | 0,0714 | 0,0550 | 0,0670 |
IV | 0,0800 | 0,0750 | 0,0690 | 0,0790 |
V | 0,0800 | 0,0850 | 0,0750 | 0,0850 |
VI | 0,0860 | 0,0714 | 0,0860 | 0,0855 |
VII | 0,0816 | 0,0784 | 0,1160 | 0,1000 |
VIII | 0,0875 | 0,0850 | 0,1230 | 0,1320 |
IX | 0,0900 | 0,1100 | 0,1130 | 0,1080 |
X | 0,0840 | 0,0960 | 0,0870 | 0,0890 |
XI | 0,0715 | 0,0850 | 0,0834 | 0,0800 |
XII | 0,0775 | 0,0790 | 0,0760 | 0,0780 |