1.2.1. Для оценки соответствия размеров отдельных элементов дороги и их сочетаний требованиям безопасности и удобства движения на основе расчетов на ЭВМ или по вспомогательным таблицам строят эпюру изменения скорости одиночного автомобиля в зависимости от параметров продольного профиля и плана без учета ограничений, предусматриваемых Правилами дорожного движения и устанавливаемыми знаками.
1.2.2. При расчете скорости движения одиночного автомобиля за расчетный автомобиль принимают: легковой ГАЗ-24, грузовой ЗИЛ-130. На промышленных дорогах выбор расчетного автомобиля должен быть обоснован анализом состава движения или парка применяемых автомобилей.
1.2.3. Расчет скорости движения одиночного автомобиля выполняют на основе его динамических характеристик с учетом следующих рекомендаций:
а) использование передач учитывают в соответствии с данными, приведенными в табл.1.1.
Таблица 1.1
Расчетный | Передача | Предельная скорость, км/ч | |
автомобиль |
| минимальная | максимальная |
Легковой (ГАЗ-24) | I | - | 41,0 |
II | 13,0 | 63,0 | |
III | 20,0 | 98,0 | |
| IV | 28,0 | 142,0 |
Грузовой (ЗИЛ-130) | II | 7,0 | 22,0 |
| III | 12,0 | 38,0 |
| IV | 18,5 | 60,0 |
| V | 28,0 | 90,0 |
б) степень открытия дроссельной заслонки в зависимости от характеристик подъема дороги и двигателя автомобиля принимают по табл.1.2 или определяют по формуле
,
где - продольный уклон, тысячные; - длина участка подъема, м; - удельная мощность двигателя автомобиля, кВт/т.
Таблица 1.2
Продольный уклон, ‰ | Степень открытия дроссельной заслонки, % | Передача, используемая грузовыми автомобилями |
0-40 | 50-60 | V, IV |
40-70 | 80-85 | III, II |
70 | 100 | I |
в) скорость движения на спусках рассчитывают по динамической характеристике с учетом движения автомобиля с работающим двигателем и развивающим тяговое усилие. Предельно допустимая скорость на спуске принимается из условия управляемости автомобиля на данном типе дорожного покрытия:
на асфальто- и цементобетонном покрытии 90 км/ч;
на щебеночном покрытии, обработанном битумом, 70 км/ч, не обработанном битумом, 60 км/ч.
г) влияние элементов плана дороги на скорость движения одиночного автомобиля учитывают путем умножения рассчитанной скорости на коэффициент , приведенный в табл. 1.3, 1.4;
д) эпюры скоростей по каждому участку дороги строят для обоих направлений движения.
Таблица 1.3
Учитываемый фактор | Коэффициент |
Дорожные условия в конце спуска (уклон более 30‰): |
|
последующий подъем | 1,2 |
кривая в плане = 1000 м | 0,8 |
малый мост | 0,85 |
большой (средний) мост | 0,7 |
Дорожные условия перед подъемом (уклон не более 30‰): |
|
горизонтальный участок | 1,1 |
спуск | 1,2 |
малый мост | 0,9 |
сужение проезжей части на 2 м | 0,8 |
Участки с ограниченной видимостью, м: |
|
в плане 600-700 | 1,0 |
300-400 | 0,95 |
200-250 | 0,9 |
100-150 | 0,8 |
менее 100 | 0,75 |
в профиле |
|
более 150 | 1,0 |
100 | 0,95 |
50 | 0,75 |
менее 50 | 0,6 |
Кривые в плане радиусом, м: | |
более 600 | 1,0 |
400 | 0,92 |
200 | 0,8 |
100 | 0,75 |
50 | 0,7 |
менее 50 | 0,6 |
Малые и средние мосты (длина до 100 м) с шириной проезжей части: |
|
менее ширины проезжей части дороги на 1 м | 0,5 |
равной ширине проезжей части дороги | 0,7 |
больше ширины проезжей части дороги на 1 м | 0,85 |
то же, на 2 м | 1,0 |
Большие мосты (длина более 100 м) | 0,7 |
Пересечение в одном уровне: | |
простые | 0,75 |
канализированные | 0,9 |
Ширина обочины, м: | |
3,75 и более | 1,0 |
2,5 | 0,9 |
1,5 | 0,85 |
1,0 | 0,75 |
0,0 | 0,60 |
Препятствия на обочине при расстоянии от кромки проезжей части, м: |
|
0,0 | 0,7 |
0,5 | 0,8 |
1,5 | 0,9 |
2,0 и более | 1,0 |
Населенные пункты при расстоянии до застройки: |
|
15-20 м | 0,9 |
6-10 м | 0,8 |
5 м (имеются тротуары) | 0,7 |
5 м (тротуары отсутствуют) | 0,6 |
Таблица 1.4