4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Общие вопросы
4.1. В районах сезонного промерзания грунтов на участках дорог, находящихся в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях, наряду с требуемой прочностью должна быть обеспечена достаточная морозоустойчивость дорожных одежд и земляного полотна.
4.2. Не требуется специальных мер по морозозащите конструкций: а) в районах с глубиной промерзания менее 0,6 м; б) при земляном полотне, сложенном на всю глубину промерзания из непучинистых грунтов или слабопучинистых грунтов (см. приложение 7, табл.30); в) в случаях, когда общая толщина дорожной одежды превышает 2/3 глубины промерзания.
4.3. Основные мероприятия, способствующие обеспечению требуемой морозоустойчивости дорожной одежды и земляного полотна:
а) использование непучинистых или слабопучинистых грунтов (см. приложение 7, табл.30) для сооружения верхней части земляного полотна, находящегося в зоне промерзания;
б) обеспечение достаточного возвышения покрытая над уровнем грунтовых или поверхностных вод;
в) устройство морозозащитных слоев из стабильных, не изменяющих своего объема при промерзании в увлажненном состоянии материалов, или теплоизоляционных слоев, задерживающих ход и снижающих глубину промерзания земляного полотна;
г) применение специальных устройств, предохраняющих земляное полотно от неблагоприятного воздействия отрицательных температур воздуха;
д) понижение уровня грунтовых вод;
е) устройство капилляропрерывающих и водоизоляционных прослоек.
Оптимальное решение нужно принимать на основании технико-экономического сравнения вариантов отдельных или сочетания нескольких мероприятий.
4.4. Конструкция достаточно морозоустойчива, если удовлетворяется условие:
, (4.1)
где - расчетное (ожидаемое) пучение грунта земляного полотна;
- расчетное пучение морозозащитного слоя из материала, не удовлетворяющего требованиям п.4.7 и 4.8 настоящей Инструкции, а также пучение верхней части земляного полотна, устроенной из слабопучинистых грунтов, в том числе укрепленных малыми дозами вяжущего;
- допускаемое зимнее вспучивание покрытия.
4.5. Конструкции рассчитываются на морозоустойчивость для характерных участков или групп участков дороги, сходных по грунтово-гидрологическим условиям, имеющих одинаковое покрытие, одну и ту же конструкцию земляного полотна, а также в равной мере обеспеченных местными строительными материалами.
4.6. Метод расчета дорожных конструкций на морозоустойчивость следует выбирать с учетом: а) типа местности по условиям увлажнения; б) отношения расчетной глубины промерзания к расстоянию от поверхности покрытия до расчетного уровня грунтовых вод; в) вида материала (стабильного традиционного, теплоизоляционного, конструктивно-теплоизоляционного), применяемого для морозозащиты конструкции.
Требования к морозозащитным (стабильным) и теплоизоляционным материалам
4.7. Для устройства морозозащитных слоев нужно применять зернистые материалы, такие, как щебень, песчано-гравийные смеси, шлаки и непучинистые грунты I группы (см. приложение 7, табл.30), характеризующиеся . В этом случае характеристику не следует вводить в формулу (4.1).
Материалы и грунты II группы (см. приложение 7, табл.30) характеризующиеся и коэффициентом фильтрации не менее 1 м/с, после их проверки на морозоустойчивость (приложение 6) также могут быть использованы для устройства морозозащитных слоев. При этом характеристику надо вводить в расчет по формуле (4.1). Значение равно произведению толщины морозозащитного слоя на .
4.8. В районах, не обеспеченных кондиционными зернистыми материалами, следует шире применять для устройства морозозащитных слоев грунты, укрепленные вяжущими, и гидрофобизированные.
Грунты, укрепленные цементом, должны отвечать следующим требованиям: 1) коэффициент морозного пучения не должен превышать 2%; 2) коэффициент морозостойкости не должен быть ниже 0,65 при температуре замораживания -5 °С.
Пределы прочности при сжатии и изгибе стандартных лабораторных образцов из укрепленных цементом грунтов должны находиться в диапазоне, указанном в табл.4.1.
Таблица 4.1