Статус документа
Статус документа

ВСН 20-87/Минавтодор РСФСР Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

4. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСКОСОЛЯНОЙ СМЕСИ



4.1. Соль добавляют в песок или в другие фрикционные материалы для того, чтобы они не смерзались зимой при хранении в штабелях и чтобы смесь сохранялась в рассыпчатом, рыхлом состоянии, удобном для погрузки и равномерного распределения на дороге. За счет соли, добавляемой в песок при применении пескосоляной смеси, результат борьбы с зимней скользкостью получается такой же, как и при использовании "чистых" хлоридов.

4.2. По сравнению с хлоридами применение пескосоляной смеси неэкономично. В связи с этим целесообразно осуществлять переход на более прогрессивный химический способ и особенно на использование дешевых жидких хлоридов из местных ресурсов.

4.3. Кроме песка, в качестве фрикционных материалов могут быть использованы высевки каменных материалов, мелкий гравий, топливный шлак, каменноугольная зола. Материалы применяют в сухом, рассыпчатом состоянии с влажностью не более 5%.

Песок для составления смеси применяют природный и дробленый, получаемый путем дробления горных пород. Максимальная величина частиц не должна превышать 5 мм. Наиболее целесообразно применять песок, содержащий до 50-60% зерен размером 2-3 мм. В песке не допускается содержание пылеватых, глинистых, илистых и других загрязняющих примесей более 3%. Не допускается содержание в песке камней и щебня, так как крупные частицы могут травмировать людей, повредить проезжающие автомобили, распределительное оборудование.

Шлаки и зола не должны содержать обломков металла и агрессивных химических веществ. В связи с тем что зола загрязняет дорогу, а шлак легко крошится, применять их в населенных пунктах не рекомендуется.

4.4. В песок можно добавлять твердые соли: поваренную соль, соль сильвинитовых отвалов, хлористый кальций, чешуированный, бишофит, ХКФ.

Из жидких хлоридов пригодны для этих целей высококонцентрированные растворы хлоридов натрия, кальция и магния. Они могут применяться как каждый в отдельности, так и смешанными между собой в различных пропорциях. Наилучший эффект достигается при использовании насыщенных растворов или растворов, близких по концентрации к насыщению.

4.5. Пескосоляная смесь должна иметь в своем составе не менее 10% соли. Эффективность борьбы с зимней скользкостью повышается с увеличением количества соли в смеси.

При использовании высококонцентрированных жидких хлоридов их количество в качестве добавки в песок определяется с учетом концентрации растворенных солей. Добавляя рассол, нельзя допускать переувлажнения песка до состояния, при котором он начинает расплываться.

4.6. Пескосоляную смесь приготавливают на пескобазах путем тщательного перемешивания компонентов смеси.

Целесообразно заготовку смеси производить в сухое время летнего или осеннего периода и по возможности в объеме, достаточном для ликвидации среднемноголетнего количества случаев образования зимней скользкости на обслуживаемом участке дороги.

Среднегодовую потребность в пескосоляной смеси определяют с учетом потребности хлоридов на 1000 м покрытия (см. приложение 3), протяженности дорог, обслуживаемых дорожным хозяйством, и количества соли, добавляемой в песок при приготовлении пескосоляной смеси.

4.7. Норму россыпи пескосоляной смеси назначают с учетом вида зимней скользкости, температуры, количества отложений на покрытии и количества соли, имеющейся в смеси. При определении нормы для каждого конкретного случая россыпи используют данные, приведенные в табл.2. Например, пескосоляной смеси с содержанием 10% хлористо-натриевой соли при температуре -8 °С потребуется на 1 мм осадков в количестве 300 г/м, а если в песок добавлено 20% соли, то расход смеси при указанных условиях составит 150 г/м.