Статус документа
Статус документа

ВСН 20-87/Минавтодор РСФСР Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

6. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ



6.1. Противогололедные химические материалы и ингибиторы отпускаются централизованно по заявкам в местные управления материально-технического снабжения (УМТС). Материалы надо выбирать на основе технико-экономического анализа с учетом температур в зимние месяцы, при которых приходится вести борьбу с зимней скользкостью.

Жидкие хлориды, являющиеся отходом промышленности, отпускаются по прямым договорам между поставщиком и получателем. Подземные рассолы, добываемые различными организациями из скважин, можно получать на основе договоренности с руководством этих организаций. Добычу и заготовку озерных рассолов следует проводить инициативным путем. Экономически оправданным является бурение скважин с целью добычи природных подземных рассолов. Работы по проектированию и бурению рассольных скважин осуществляют специальные организации на основе хозяйственного договора.

6.2. Для правильного назначения норм распределения противогололедных химических материалов необходимо определять их состав и концентрацию. Для твердых хлоридов, а также для промышленных рассолов и рассолов, добываемых из глубоких скважин, эти сведения получают из технических паспортов. При отсутствии паспортных данных (например, для озерных рассолов) следует сдать рассол на анализ (1 л) в гидрохимическую лабораторию.

6.3. Твердые хлористый кальций, ХКФ, бишофит, НКМ обладают способностью интенсивно впитывать влагу. Нельзя допускать, чтобы закладываемые на хранение полиэтиленовые мешки с этими материалами были порваны. При получении материалов от предприятий-поставщиков каждая партия должна быть тщательно осмотрена. Из рваных мешков противогололедные материалы нужно израсходовать в первую очередь или же пересыпать в плотно закрывающуюся тару.

6.4. Неслеживающаяся смесь должна приготавливаться следующим образом: на открытую площадку с твердым покрытием завозят соль (поваренную или сильвинитовых отвалов) и разравнивают ровным слоем толщиной 15-20 см. Сверху по возможности равномерно распределяют необходимое количество добавки в виде чешуированного хлористого кальция, ХКФ или бишофита, а также один из видов ингибитора, указанных в п.3.8. После этого производят перемешивание компонентов бульдозером или другими машинами, имеющимися в хозяйстве.

6.5. Пескосоляную смесь приготавливают путем механического смешивания песка (или других фрикционных материалов) с твердыми солями или же путем разбрызгивания высококонцентрированных жидких хлоридов. Смешивание компонентов производится так же, как и при получении неслеживающейся смеси (см. п.6.4). Заготовку смеси нужно производить в теплое, сухое время года.

6.6. Для контроля качества равномерности перемешивания отобранную пробу смеси надо поместить в емкость с пресной водой, предварительно взвесив пробу и воду. Соотношение воды и соляного песка лучше брать 1:1 по массе, а вода должна иметь комнатную температуру. После растворения соли у образовавшегося соляного раствора определяют концентрацию экспресс-методом, указанным в приложении 4. Среднюю величину концентрации определяют по трем-пяти пробам, взятым из разных мест.

Количество соли, содержащееся в песке, определяют указанным методом также в начале зимы и дополнительно по мере надобности в период борьбы с зимней скользкостью.

6.7. Перед началом работ по ликвидации скользкости необходимо установить исходные данные для определения нормы распределения хлоридов. К таким исходным данным относится температура воздуха и количество выпавших осадков.

В период распределения хлоридов температуру определяют на метеопостах с помощью срочного термометра, а количество твердых или жидких осадков замеряют с помощью осадкомера, устанавливаемого на метеоплощадке.

При временном отсутствии наблюдений за осадками по осадкомеру на метеоплощадке количество снежно-ледяных отложений, образовавшихся на 1 м дорожного покрытия, следует замерять следующим образом. С помощью штангенциркуля или металлической линейки в пяти характерных точках на заснеженной или обледенелой дороге замеряют толщину отложений и по этим замерам определяют среднюю толщину. Затем определяют плотность отложений путем взвешивания на технических весах пробы отложений, взятых с дороги в ненарушенном состоянии. До взвешивания должен быть произведен замер сторон пробы и по этим данным рассчитывают ее объем. Отношение массы пробы к ее объему дает величину плотности отложений.

При определенном навыке приблизительную величину плотности можно установить визуально, зная, что плотность рыхлого свежевыпавшего снега равна 0,05-0,1 г/см, слегка прикатанного - 0,1-0,3, уплотненной корки наката - 0,3-0,4, старого наката - 0,4-0,6, белесоватого льда с шероховатой поверхностью - 0,6-0,7, стекловидного льда - 0,7-0,9 г/см. Умножив среднюю толщину отложений (мм) на их плотность, получают количество осадков в миллиметрах водяного столба.

6.8. Сроки ликвидации зимней скользкости назначают директивно в зависимости от значимости дороги и имеющихся в дорожно-эксплуатационной организации машин для зимнего содержания дорог. При назначении директивных сроков следует руководствоваться экономически целесообразными сроками ликвидации зимней скользкости (табл.4) и стремиться к тому, чтобы назначаемые директивные сроки были им равны или отличались незначительно.

В качестве критерия обоснования экономически целесообразных сроков ликвидации зимней скользкости использован минимум суммарных приведенных затрат, учитывающих эффект от повышения средневзвешенной скорости транспортного потока и снижения аварийности за счет сокращения срока ликвидации гололеда, а также дополнительные расходы на ликвидацию зимней скользкости в более короткие сроки.

Таблица 4


Интенсивность движения, авт./сут


Экономически целесообразный срок ликвидации зимней скользкости, ч

Более 5000

Не более 1

5000-1600

"     "     2

1600-600

"     "     3

600-300

"    "     4

300-200

"    "    5

Менее 200

Более 5


Примечание. Экономически целесообразные сроки ликвидации зимней скользкости рассчитаны для зон с длительностью зимнего периода 100-180 дней, количеством циклов образования гололеда 10-50 и количеством случаев выпадения снега 60-120. В пределах указанных зон сроки ликвидации скользкости отличаются не более чем на 20% приведенных в табл.4.

6.9. Расстояние между базами противогололедных материалов назначают в зависимости от планируемого способа борьбы с зимней скользкостью (пескосоляная смесь или чистые хлориды).

Назначение расстояния между базами находится в тесной связи с имеющимися в распоряжении службы зимнего содержания количеством распределителей противогололедных материалов и экономически целесообразными сроками ликвидации зимней скользкости. При размещении баз противогололедных материалов следует руководствоваться экономически целесообразными расстояниями между ними, приведенными в приложении 6. Там же указано потребное количество распределителей для обеспечения различных сроков ликвидации зимней скользкости.

6.10. Распределение по дороге материалов для борьбы с зимней скользкостью с целью получения однородной плотности посыпки выполняют только специальными распределителями противогололедных материалов. В настоящее время серийно выпускают распределители противогололедных материалов, смонтированные на различных базовых шасси (ЭД-403М, ЭД-207, КО-104А, КО-105, КО-705УРА, КДМ-130Б, КО-802). Следует учитывать, что поддержание заданных норм посыпки для указанных распределителей возможно только при движении без переключения передач, следовательно, нормы будут изменяться при движении с различными скоростями. Минимальные нормы посыпки достигаются при движении на высших передачах.

Для распределения жидких противогололедных материалов следует применять оборудование ЭД-404, которое является сменным оборудованием к комбинированной дорожной машине КДМ-130А. При отсутствии оборудования ЭД-404 можно применять поливо-моечные машины с распределительным приспособлением в виде трубы с отверстиями и регулирующим краном (см. приложение 7). При остановке машин, имеющих такие приспособления, должен быть немедленно прекращен розлив материала на покрытие, так как избыточное распределение жидких хлоридов на покрытии может вызвать увеличение скользкости и привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Технические характеристики распределителей твердых и жидких противогололедных материалов приведены в приложении 8.

6.11. Пескосоляную смесь следует хранить в штабелях с учетом сведений п.9.6. Все другие противогололедные химические материалы необходимо хранить на складах-солебазах. Жидкие хлориды хранят в рассолохранилищах, пригодных для хранения жидкости.

6.12. Солебазы для хранения твердых хлоридов и рассолохранилища могут быть различного типа и размера. Наилучшим требованиям отвечают механизированные базы, строительство которых может осуществляться по типовым проектам, разработанным Гипродорнии и утвержденным Минавтодором РСФСР. Разработано четыре типа баз:

1) типовой проект 503-7-4.83 - база вместимостью 320 т для приготовления твердых противогололедных химических материалов (1-й тип);

2) типовой проект 503-7-3.83 - база вместимостью 180 м для приготовления жидких противогололедных химических материалов (2-й тип);