Статус документа
Статус документа

ВСН 20-87/Минавтодор РСФСР Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

3. ХИМИЧЕСКИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ



3.1. Химический способ обеспечивает возможность содержать проезжую часть дороги без снежно-ледяных отложений. Этот способ применяют для удаления как уже сформировавшейся скользкости, так и в профилактических целях. Профилактическая борьба со скользкостью осуществляется во время снегопада и служит для предотвращения образования наката в результате воздействия транспортных средств на свежевыпавший снег. Лед на дорожном покрытии в виде тонкой ледяной пленки надо плавить полностью, а отложения на дороге в виде наката и слоя свежевыпавшего снега плавят частично до образования рыхлой мокрой массы, не способной подвергаться уплотнению под действием колес автомобилей. При частичном расплавлении отложений требуется проводить механическую уборку мокрой снежной массы согласно пп.3.12 и 3.13.

3.2. Химический способ борьбы с зимней скользкостью основан на применении химических материалов (в основном хлоридов), обладающих способностью при контакте переводить снежно-ледяные отложения в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах. По составу они могут быть однородными или состоящими из нескольких солей (смешанными). Твердые хлориды применяют зернистыми или в чешуированном виде. Жидкие хлориды надо использовать по возможности с более высокой концентрацией. Жидкие хлориды с содержанием растворенных солей более 50 г/л относятся к рассолам.

3.3. В число противогололедных материалов, пригодных по своим физико-химическим и технико-экономическим характеристикам для борьбы с зимней скользкостью, входят следующие:

твердые - хлористый натрий в виде поваренной соли и соли сильвинитовых отвалов, хлористый кальций чешуированный; хлористый кальций фосфатированный (ХКФ); бишофит чешуированный; неслеживающаяся смесь, состоящая из 85-88% (по массе) хлористо-натриевой соли или соли сильвинитовых отвалов и из 12-15% хлористого кальция чешуированного или ХКФ или бишофита; нитраткальциевая мочевина (НКМ); мочевина (карбамид);

жидкие - природные подземные, искусственные подземные, озерные, отходы промышленности, промышленные.

Краткая техническая характеристика противогололедных химических материалов приведена в приложении 1, а распространение в СССР природных жидких хлоридов (рассолов) указано на картосхеме (см. приложение 2), составленной Гипродорнии на основании гидрогеохимических карт.

3.4. В целях ослабления или устранения возможного отрицательного влияния на окружающую среду хлориды должны применяться с соблюдением правил хранения, норм распределения, технологии работ и с учетом сведений раздела 9. Наиболее целесообразно использовать хлориды, ингибированные фосфатами (так как фосфаты предохраняют металл от коррозии и одновременно являются удобрением), а также хлористый кальций, хлористый магний и природные многокомпонентные рассолы, влияние которых на природную среду в пределах установленных норм не сказывается отрицательно.

3.5. Распределение хлоридов для ликвидации скользкости с опозданием при низкой температуре (особенно ниже -20 °С) ведет к перерасходу противогололедных веществ. Распределение хлоридов по запущенному толстому слою наката в недостаточном количестве приводит к ухудшению состояния дороги.

3.6. Годовую потребность дорожные хозяйства определяют с учетом данных, приведенных в приложении 3. Указанные в приложении 3 потребности в хлористо-натриевой соли на 1000 м покрытия достаточны для обеспечения борьбы с зимней скользкостью на требуемом уровне при среднемноголетних показателях метеорологических факторов (температуры, осадков) за зимний период. При расчете требуемого количества жидких хлоридов учитывают их концентрацию.

3.7. Твердые хлориды относятся к гигроскопическим материалам и обладают способностью слеживаться. С целью предотвращения слеживаемости в поваренную соль и соль сильвинитовых отвалов, поступающих потребителю в незатаренном виде (навалом), следует вводить в качестве добавки чешуированные хлористый кальций, ХКФ или бишофит в количестве 12-15% массы соли. Смешивание этих веществ производят по технологии согласно п.6.4. При использовании незатаренной соли сразу же после ее получения вводить добавки для создания неслеживающейся смеси не требуется.

3.8. Для ослабления коррозии в хлориды надо вводить фосфаты в качестве ингибитора согласно табл.1. В ХКФ, НКМ, бишофит чешуированный, мочевину и хлористый магний жидкий ингибитор не вводят.

Таблица 1


Название хлорида


Название ингибитора, добавляемого в хлорид


Формула


Количество ингибитора, добавляемого в хлорид, % по массе

Хлористый натрий в виде поваренной соли и соли сильвинитовых отвалов

Однозамещенный фосфат натрия

NaH · 2HО

2-3

  

  

Двухзамещенный фосфат натрия

NaHPО · 12HО

5-7

  

Простой суперфосфат

Са(НРО)

5-7

  

Двойной суперфосфат

Са(НРО)О

3

Хлористый кальций чешуированный

Простой суперфосфат

Са(НРО)

5-7

Смесь хлористого натрия и хлористого кальция

Однозамещенный фосфат натрия

NaH · 2HО

2-3

  

Простой суперфосфат

Са(НРО)

5-7

Рассол хлористо-натриевый

Однозамещенный фосфат натрия

NaН · 2HО

0,5-1

  

Двухзамещенный фосфат натрия

NaНPО · 12HО

2-3

Рассол хлористо-кальциевый

Двойной суперфосфат

Са(НРО)О

2-3

3.9. Хлориды распределяют равномерно с помощью специальных машин (см. приложение 8), обеспечивающих необходимые нормы россыпи.

Количество расплавляемого льда единицей массы хлорида существенно зависит от химического состава вещества, его концентрации и температуры воздуха в период взаимодействия системы лед-хлорид. Оптимальные величины норм распределения твердых (г/м) и жидких (л/м) хлоридов представлены в табл. 2. Они рассчитаны из условия ликвидации скользкости на 1 м дороги при наличии на этой площади 1 мм осадков в пересчете на воду (1 мм атмосферных осадков на площади 1 м равен 1 кг отложений, или 1 л воды). Для каждого конкретного случая ликвидации скользкости расход хлоридов на 1 м надо определять с учетом фактического количества выпавших осадков (согласно п.6.7) и температуры воздуха. При значениях температуры воздуха и концентрации вещества, не указанных в табл.2, норму определяют путем интерполяции.

Приведенные в табл.2 нормы распределения хлоридов обеспечивают лишь частичное плавление уплотненного или рыхлого снега до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой ранее уплотненный слой снега (накат) разрыхляется, а свежевыпавший снег не уплотняется под действием транспортных средств. Нормы для борьбы с корками стекловидного льда толщиной 1-3 мм, образующимися чаще всего в результате выпадения дождя при небольших морозах, рассчитаны с учетом полного расплавления отложений.

Таблица 2


Название хлорида


Концен- трация,


Рыхлый снег и накат


Стекловидный лед

  

  

%

Температура воздуха, °С

  

  

-4

-8

-12

-16

-20

-2

-4

Твердые, г/м

Хлористый натрий в виде:

  

  

  

  

  

  

  

  

поваренной соли

90

15

30

45

55

-

40

75

соли сильвинитовых

80

20

35

50

60

-

45

85

отвалов, неслеживающейся смеси

  

  

  

  

  

  

  

  

Хлористый кальций чешуированный и хлористый кальций фосфатированный (ХКФ)

76

20

40

50

60

70

55

110

Бишофит чешуированный

47

30

45

60

70

80

75

140

Нитраткальциевая мочевина (НКМ)

-

25

50

75

90

-

65

130

Мочевина (карбамид)

-

25

60

-

-

-

50

115

Жидкие, л/м

Хлористо-натриевый

25

0,04

0,08

0,11

0,13

0,15

0,13

0,29

  

20

0,06

0,10

0,14

0,17

-

0,17

0,41

  

15

0,08

0,14

-

-

-

0,25

0,67

  

10

0,12

-

-

-

-

0,45

-

Хлористо-кальциевый

35

0,03

0,05

0,07

0,08

0,09

0,10

0,21

  

30

0,04

0,07

0,09

0,10

0,11

0,12

0,26

  

20

0,06

0,10

0,14

0,16

-

0,21

0,52

  

10

0,14

-

-

-

-

0,61

-

Хлористо-магниевый

35

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,14

  

30

0,03

0,05

0,06

0,07

0,08

0,10

0,20

  

20

0,05

0,08

0,10

0,12

0,13

0,18

0,31

  

10

0,11

0,18

-

-

-

0,50

-

          

Примечание. Тире в таблице означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.

3.10. Так как концентрация является одним из важнейших показателей жидких хлоридов, то при отсутствии паспортных данных или при длительном хранении дорожные хозяйства должны не реже одного раза в месяц определять концентрацию экспресс-методом, указанным в приложении 4. Данные о концентрации необходимы при установлении нормы розлива и для определения температурного диапазона возможного применения рассола. Чем выше концентрация, тем меньше расход рассола и шире температурный диапазон его применения.

3.11. Нельзя проводить работы по борьбе со скользкостью при температуре воздуха ниже температуры замерзания применяемого рассола. Минимальные температуры воздуха, до которых допустимо применение рассолов различной концентрации, приведены в табл.3.

Таблица 3