Статус документа
Статус документа

ВСН 21-83/Минавтодор РСФСР Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог


    7. Определение фактической эффективности капитальных вложений  



7.1. Определение фактической экономической эффективности капитальных вложений необходимо для проверки эффективности осуществленных затрат на строительство новых, реконструкцию существующих автомобильных дорог, мостовых переходов, транспортных развязок и других объектов, для оценки результатов выполнения планов. Оно необходимо для контроля за соответствием фактических транспортно-эксплуатационных и экономических показателей автомобильных дорог проектным расчетам и плановым заданиям.

7.2. Расчеты фактической эффективности осуществляются в разрезе отдельных объектов, региональных сетей автомобильных дорог и в целом по отрасли "Дорожное хозяйство".

7.3. Фактическую общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений в автомобильные дороги определяют по той же методике, что и эффективность капитальных вложений на проектно-плановой стадии. Отличие состоит лишь в том, что вместо прогнозируемых значений технико-экономических показателей, устанавливаемых в результате экономических изысканий, в расчетах используют показатели, характеризующие фактическую реализацию капитальных вложений, фактические транспортно-эксплуатационные показатели дорог и фактические данные об их использовании для перевозок грузов и пассажиров.

7.4. Источником данных, необходимых для определения фактической эффективности, являются отчеты о выполнении планов дорожного строительства, отчеты дорожно-эксплуатационных организаций, данные непосредственного учета движения, а также материалы повторных экономических обследований (изысканий) по введенным в эксплуатацию автомобильным дорогам, отчеты предприятий автомобильного транспорта и других видов транспорта.

Для определения фактического внетранспортного экономического эффекта должны использоваться данные отчетности предприятий базовых отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство), предприятий сферы обслуживания населения, результаты опросов и анкетирования и другие сведения о влиянии дорог на социально-экономическую жизнь в регионе.

7.5. В целях обеспечения сопоставимости фактических показателей эффективности капитальных вложений с проектно-плановыми их рассчитывают по одним и тем же формулам с корректировкой на фактическую динамику объемов перевозок и связанных с их осуществлением затрат.

7.6. Фактическую экономическую эффективность капитальных вложений определяют с использованием цен, положенных в основу расчетов эффективности на проектно-плановой стадии.

7.7. Помимо показателей общей и сравнительной эффективности капитальных вложений, предусмотренных расчетами на проектно-плановой стадии, при определении фактической эффективности исчисляют также показатель интегрального эффекта в виде срока, в течение которого алгебраическая сумма эффекта достигла размера затрат на строительство или реконструкцию объекта (условный срок возврата капитальных вложений). Для исчисления этого показателя могут быть использованы данные о фактической величине экономического эффекта, убытках и потерях с начала осуществления капитальных вложений.

7.8. При определении фактической эффективности капитальных вложений в автомобильные дороги анализируется также их социальная эффективность.

Социальная эффективность строительства и реконструкции автомобильных дорог характеризуется отношением показателей, выражающих социальный результат, к затратам, требуемым для его достижения. Социальный результат выражается изменениями в социальной сфере под влиянием развития сети автомобильных дорог.

7.9. Изменения в социальной сфере могут быть выражены показателями:

натуральными, в абсолютных единицах;

степенью охвата населения тем или иным видом услуг (например, число мест в больницах в расчете на 100 чел. при соблюдении принятых нормативов по кубатуре на одно место, высоте потолков и т.д.);

относительными измерителями (баллами);

в стоимостной форме (например, годовой объем реализации услуг или продукции в установленных ценах).

7.10. Уровень развития социальной сферы района, изменяющийся под влиянием автомобильных дорог, выражается следующими показателями.

7.10.1. Показатели уровня развития системы здравоохранения:

число больниц в районе;

количество мест в больницах;

количество посещений поликлиник населением;

обеспеченность больниц кадрами (в процентах от потребности) ;

розничный товарооборот аптек.

7.10.2. Показатели уровня системы народного образования:

число школ;

число школьников;

укомплектованность школ кадрами (в процентах от потребности);

число лиц с общим средним образованием;

число лиц, получающих аттестат о среднем образовании (в год).