7.1. Определение фактической экономической эффективности капитальных вложений необходимо для проверки эффективности осуществленных затрат на строительство новых, реконструкцию существующих автомобильных дорог, мостовых переходов, транспортных развязок и других объектов, для оценки результатов выполнения планов. Оно необходимо для контроля за соответствием фактических транспортно-эксплуатационных и экономических показателей автомобильных дорог проектным расчетам и плановым заданиям.
7.2. Расчеты фактической эффективности осуществляются в разрезе отдельных объектов, региональных сетей автомобильных дорог и в целом по отрасли "Дорожное хозяйство".
7.3. Фактическую общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений в автомобильные дороги определяют по той же методике, что и эффективность капитальных вложений на проектно-плановой стадии. Отличие состоит лишь в том, что вместо прогнозируемых значений технико-экономических показателей, устанавливаемых в результате экономических изысканий, в расчетах используют показатели, характеризующие фактическую реализацию капитальных вложений, фактические транспортно-эксплуатационные показатели дорог и фактические данные об их использовании для перевозок грузов и пассажиров.
7.4. Источником данных, необходимых для определения фактической эффективности, являются отчеты о выполнении планов дорожного строительства, отчеты дорожно-эксплуатационных организаций, данные непосредственного учета движения, а также материалы повторных экономических обследований (изысканий) по введенным в эксплуатацию автомобильным дорогам, отчеты предприятий автомобильного транспорта и других видов транспорта.
Для определения фактического внетранспортного экономического эффекта должны использоваться данные отчетности предприятий базовых отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство), предприятий сферы обслуживания населения, результаты опросов и анкетирования и другие сведения о влиянии дорог на социально-экономическую жизнь в регионе.
7.5. В целях обеспечения сопоставимости фактических показателей эффективности капитальных вложений с проектно-плановыми их рассчитывают по одним и тем же формулам с корректировкой на фактическую динамику объемов перевозок и связанных с их осуществлением затрат.
7.6. Фактическую экономическую эффективность капитальных вложений определяют с использованием цен, положенных в основу расчетов эффективности на проектно-плановой стадии.
7.7. Помимо показателей общей и сравнительной эффективности капитальных вложений, предусмотренных расчетами на проектно-плановой стадии, при определении фактической эффективности исчисляют также показатель интегрального эффекта в виде срока, в течение которого алгебраическая сумма эффекта достигла размера затрат на строительство или реконструкцию объекта (условный срок возврата капитальных вложений). Для исчисления этого показателя могут быть использованы данные о фактической величине экономического эффекта, убытках и потерях с начала осуществления капитальных вложений.
7.8. При определении фактической эффективности капитальных вложений в автомобильные дороги анализируется также их социальная эффективность.
Социальная эффективность строительства и реконструкции автомобильных дорог характеризуется отношением показателей, выражающих социальный результат, к затратам, требуемым для его достижения. Социальный результат выражается изменениями в социальной сфере под влиянием развития сети автомобильных дорог.
7.9. Изменения в социальной сфере могут быть выражены показателями:
натуральными, в абсолютных единицах;
степенью охвата населения тем или иным видом услуг (например, число мест в больницах в расчете на 100 чел. при соблюдении принятых нормативов по кубатуре на одно место, высоте потолков и т.д.);
относительными измерителями (баллами);
в стоимостной форме (например, годовой объем реализации услуг или продукции в установленных ценах).
7.10. Уровень развития социальной сферы района, изменяющийся под влиянием автомобильных дорог, выражается следующими показателями.
7.10.1. Показатели уровня развития системы здравоохранения:
число больниц в районе;
количество мест в больницах;
количество посещений поликлиник населением;
обеспеченность больниц кадрами (в процентах от потребности) ;
розничный товарооборот аптек.
7.10.2. Показатели уровня системы народного образования:
число школ;
число школьников;
укомплектованность школ кадрами (в процентах от потребности);
число лиц с общим средним образованием;
число лиц, получающих аттестат о среднем образовании (в год).