Статус документа
Статус документа

ВСН 49-86/Минавтодор РСФСР Указания по повышению несущей способности земляного полотна и дорожных одежд с применением синтетических материалов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ      

1.1. Настоящие Указания предусматривают применение рулонных синтетических материалов (СМ) для создания армирующих, дренирующих и защитных прослоек в активной зоне земляного полотна, нижних конструктивных слоях дорожных одежд, на обочинах, в основании насыпей и на откосах, в дренажных устройствах строящихся или ремонтируемых автомобильных дорог общей сети, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, временных автомобильных дорог, подъездных путей.

1.2. Под рулонными синтетическими материалами (называемыми в некоторых случаях также синтетическими текстильными, геотекстильными) подразумеваются тонкие, гибкие полотна, получаемые путем соединения волокон или нитей из синтетического (полиэфир, полиамид, полипропилен) или вторичного сырья, включающего в том числе несинтетические компоненты, механическими (плетение, иглопробивание), химическими (склеивание) или физическими (сплавление) способами.

1.3. Создание прослоек из СМ позволяет уменьшить расход традиционных дорожно-строительных материалов, снизить объемы земляных работ, материалоемкость дорожной конструкции, сократить сроки строительства, энергозатраты на строительных и ремонтных работах, транспортные расходы, повысить эксплуатационную надежность и сроки службы дорожной конструкции или отдельных ее элементов. Это достигается за счет выполнения СМ следующих функций:

армирования (усиление дорожных конструкций в результате перераспределения СМ возникающих в грунтовом массиве при действии нагрузок от транспортных средств и собственного веса напряжений);

дренирования (ускорение отвода воды) или гидроизоляции (уменьшение притока в земляное полотно поверхностных вод рассматривается, если СМ одновременно выполняют функции защиты или армирования);

защиты (предотвращение или замедление процесса эрозии грунтов, предотвращение взаимопроникания материалов контактирующих слоев, в том числе работа в качестве фильтра).

1.4. Возможность выполнения СМ перечисленных в п.1.3 функций определяется соответствием их свойств требованиям п.2.2. Эффективность применения дорожных конструкций с прослойками из СМ оценивают путем их технико-экономического сравнения с традиционными конструктивными решениями (п.7). Общая характеристика основных областей применения СМ, рассматриваемых в настоящих Указаниях, дана в табл.1.1.

Таблица 1.1

N п/п

Область применения

Получаемый эффект

Схема применения

Основные функции СМ

I

Земляное полотно и нижние слои дорожной одежды

  

  

  

А

Активная зона земляного полотна

Сокращение объемов используемых дренирующих грунтов, повышение сроков службы и эксплуатационной надежности дорог

  

  

Усиление грунта, в том числе за счет снижения бокового распора (обойма), предотвращение заиления дренирующего слоя, повышение эффективности дренирования

Б

Нижние слои дорожных одежд

Сокращение объемов материалов, используемых в нижних слоях дорожных одежд, повышение эксплуатационной надежности и сроков службы дорог

  

  

Усиление дорожной одежды, сохранение свойств материалов слоев за счет снижения степени их взаимопроникания при строительстве и эксплуатации дорог

В

Обочины

Повышение эксплуатационных характеристик и сроков службы, сокращение расходов традиционных материалов

  

  

Усиление конструкции укрепления, замедление водной эрозии обочины и откоса, повышение прочности земляного полотна за счет снижения притока поверхностных вод

Г

Земляное полотно постоянных дорог в сложных грунтовых условиях (слабые основания)

Сокращение сроков до устройства покрытия, повышение эксплуатационной надежности, сокращение потерь традиционных материалов, улучшение условий производства работ, сокращение объемов привозных грунтов

  

  

Ускорение консолидации основания насыпи за счет улучшения условий отвода воды, сохранение механических свойств материалов за счет предотвращения взаимопроникания грунта насыпи и материалов основания, усиление основания

II

Откосы

  

  

  

А

Общая устойчивость откосов

Повышение общей устойчивости, сокращение объемов земляных работ, площади отводимых земель

  

  

Армирование откосов

Б

Местная устойчивость откосов

Сокращение объемов применяемых материалов, повышение эксплуатационной надежности и сроков службы конструкций защиты откосов

  

  

Замена (защита) обратного фильтра, снижение напора выклинивающихся грунтовых вод, предотвращение эрозии откоса

III

Дренирование грунтов, дренажные устройства

  

  

  

А

Дренирование нижней части земляного полотна из грунтов повышенной влажности

Сокращение сроков до устройства покрытия, объемов традиционных материалов и приводных грунтов, улучшение условий производства работ

  

  

Ускорение консолидации земляного полотна за счет улучшения условий отвода воды, защита песчаных прослоек

Б

Дренажные устройства

Сокращение объемов применяемых традиционных материалов, повышение сроков службы дренажных устройств

  

  

Фильтр, повышение эффективности дренирования

IV

Временные дороги

Повышение эксплуатационных качеств дороги, сокращение объемов применяемых традиционных материалов, улучшение условий производства работ, увеличение сроков службы, обеспечение проезда на период строительства

  

Усиление основания, предотвращение взаимопроникновения грунта насыпи и основания


Примечание. 1 - рулонный синтетический материал; 2 - дорожная одежда; 3 - песчаный дренирующий слой; 4 - бетонные плиты.