2.3.1. Детальные изыскания проводятся с целью получения исходных материалов для составления проекта.
В состав их входят: а) определение годового расчетного снегоприноса заданной обеспеченности; б) общее обследование; в) топографо-геодезические работы; г) почвенные изыскания; д) лесомелиоративные изыскания.
Определение годового расчетного снегоприноса заданной обеспеченности
2.3.2. Для аналитических расчетов приносимого к дороге снега используются систематические наблюдения за ветровым режимом ближайших к автомобильной дороге и представительных* по ветру метеостанций.
_______________
* Представительность (репрезентативность) данных метеостанций выясняется запросом республиканских и территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды.
В случаях, когда поблизости от дороги расположено несколько метеостанций, трасса по их числу разбивается на отдельные участки, ветровой режим которых должен быть представлен определенной метеостанцией. Представительность метеостанции для участка дороги, кроме близости размещения, обосновывается однородностью рельефа и лесистости территории, близкими отметками над уровнем моря и другими факторами, влияющими на ветровой режим. В соответствии с этими условиями трасса делится на однородные участки и к каждому подбирается представительная для него метеостанция. Если указанные условия по всей трассе автомобильной дороги одинаковые, то граница зон представительства между соседними метеостанциями размещается посередине.
2.3.3. Годовой расчетный снегопринос заданной обеспеченности по направлениям автомобильной дороги относительно стран света определяется на основании методики, приведенной в приложении 2.
2.3.4. Если автодорожные, железнодорожные организации и метеостанции располагают материалами многолетних (не менее чем за 10 зим) натурных замеров максимальных снегоотложений около линий защиты, собранных на удалении не более 100 км от объектов изысканий, то эти материалы могут быть использованы для расчетов снегоприноса. Объем снегоотложений, вычисленный по натурным замерам, должен быть выражен в кубических метрах на 1 м защиты и из него вычтен объем снега, который отложился при свободном выпадении из атмосферы. Последний определяется произведением длины сугроба на максимальную за зиму толщину снежного покрова, взятую по данным ближайшей метеостанции.
Для получения объемов снегоприноса вычисленные таким образом объемы задержанного снега перемножаются на повышающие коэффициенты, учитывающие пропущенный (не задержанный) защитами снег. Размер коэффициента принимается в соответствии с типом защиты на снегомерном пункте:
Снегозащитные лесополосы непродуваемой конструкции | 1,0 |
Снегозадерживающие заборы, установленные в один ряд | 1,09 |
Снегозадерживающие заборы, установленные в два ряда | 1,03 |
Переносные щиты, установленные в один ряд | 1,14 |
Переносные щиты, установленные в два ряда | 1,03 |
Коэффициенты применимы только к снегоотложениям у защит, не полностью занесенных снегом.
По вычисленным объемам снегоприноса в порядке уменьшения их величин составляется вариационный ряд, который обрабатывается так же, как и при аналитическом методе расчета (см. приложение 2).
2.3.5. Расчетные объемы снегоприноса, полученные на основании натурных замеров снегоотложений, могут быть применены только к участкам дороги, имеющим одинаковое направление с линией защиты на снегомерных пунктах, аналогичные размеры, характер рельефа и состояние поверхности прилегающей снегосборной площади. В этих случаях аналитический метод расчета (по ветру) имеет только вспомогательное (контрольное) значение.
2.3.6. Общее обследование проводится с целью уточнения расположения снегозаносимых участков дороги, около которых необходимо проводить топографические работы, почвенные и лесомелиоративные изыскания, а также для сбора необходимых материалов для проектирования насаждений.
2.3.7. При общем натурном обследовании осматривают участки дорог, к которым поступает расчетный годовой снегопринос заданной обеспеченности в размере: а) не менее 25 м на 1 м дороги, если к ней примыкают орошаемые или осушаемые земли, пахотные угодья; б) не менее 10 м на 1 м дороги при примыкании к ней менее ценных сельскохозяйственных земель.
Следует иметь в виду, что на участках с особо ценными сельскохозяйственными землями (их экономическая оценка более 50 баллов) создание снегозащитных лесных полос может допускаться в исключительных случаях.
2.3.8. На плановом материале, собранном во время подготовительных работ и уточненном при рекогносцировочных работах, отмечаются границы заносимых участков дороги.
Категория и степень заносимости определяются по совокупности условий на примыкающих к дороге снегосборных площадях и особенностям трассы дороги (рельефу местности, характеру окружающей растительности, высоте земляного полотна дороги и положению ее в рельефе, наличию населенных пунктов, промышленных объектов и других препятствий на пути снегопереноса).
При прохождении дороги по открытой местности заносимые участки определяются по признакам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Категории и признаки заносимости дороги снегом при прохождении ее по открытой местности и очередность защиты заносимых участков
|
|
|
| Нераскрытые выемки глубиной до 6 м и больше, если их подветренный откос не может вместить весь приносимый в течение зимы снег | В первую очередь |
II | Выемки с пологими откосами, разделанные под насыпь, или раскрытые. Нулевые места и невысокие насыпи ниже | Во вторую очередь |
III | Насыпи высотой от до | В последнюю очередь |