2.1.1. Методика предназначена для оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также содержания автомобильных дорог по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог.
2.1.2. Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог.
2.1.3. Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое, теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период.
2.1.4. Цель оценки состоит в том, чтобы комплексно определить фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, уровня эксплуатационного содержания и степень соответствия обеспеченных дорогой потребительских свойств требуемым, а также установить участки дорог с необеспеченными требованиями, выявить основные причины снижения транспортно-эксплуатационных показателей и наметить мероприятия по их повышению.
2.1.5. Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества дороги , включающий в себя комплексный показатель ее транспортно-эксплуатационного состояния ()*, показатель инженерного оборудования и обустройства и показатель содержания дорог ()
(2.1)
___________
* Соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС"
2.1.6. Критериями оценки качества дороги служат: 1) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к аналогичным свойствам эталонной дороги; 2) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к нормативным потребительским свойствам дороги этой категории.
2.1.7. За условный эталон принят участок дороги II-й категории в равнинной местности, построенной и оборудованной в полном соответствии с требованиями СНиП (ширина проезжей части 7,5 м, ширина обочин 3,75 м, ширина краевых укрепленных полос 0,75 м, обочины укреплены, покрытие шероховатое и т.д.), содержащейся в полном соответствии с требованиями технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. Для эталонной дороги показатели качества равны единице.
2.1.8. Нормативные значения критериев оценки качества дороги принимают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
2.1.8.1. Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог соответствуют требованиям СНиП 2.05.02-85. Согласно п.1.3.1 "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог" ВСН 24-88 в неблагоприятных условиях погоды осенне-весеннего периода года при и допускается снижение значений , но не более чем на 25%. Эти значения принимают за предельно-допустимые - (табл.2.1).
Таблица 2.1
Нормативные (числитель) и предельно-допустимые (знаменатель)
значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного
состояния дорог
Категория дороги | Основная расчетная скорость, км/ч | На основном протяжении | На трудных участках местности | |
|
|
| пересеченной | горной |
I-а | 150 | 1,25/0,94 | 1,0/0,75 | 0,67/0,50 |
I-б, II | 120 | 1,0/0,75 | 0,83/0,62 | 0,5/0,38 |
III | 100 | 0,83/0,62 | 0,67/0,50 | 0,42/0,33 |
IV | 80 | 0,67/0,50 | 0,50/0,38 | 0,33/0,25 |
V | 60 | 0,5/0,38 | 0,33/0,25 | 0,25/0,17 |
2.1.8.2. За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают , которое обеспечивается при наличии и соответствии техническим требованиям всех элементов инженерного оборудования и обустройства дорог, предусмотренных действующими нормативно-техническими документами. Фактические значения величины могут колебаться от 0,85 до 1,0 (см. раздел 2.5).
2.1.8.3. За нормативную величину показателя содержания дорог принимают , которое соответствует высокому качеству работ по текущему ремонту и содержанию дорог (средний балл 4,5 и выше по ВН 10-87). Фактические значения величины могут колебаться от 0,5 до 1,10 (см. раздел 2.6).
2.1.8.4. Нормативную величину обобщенного показателя качества дороги принимают , а за предельно-допустимое значение обобщенного показателя качества дороги принимают .
Дорога полностью соответствует требованиям к качеству, когда или при и или при .
Если фактическое значение меньше, 1 дорога находится в допустимом состоянии, когда
(2.2)
При других значениях показателей качества дорога находится в недопустимом состоянии.
2.1.9. В зависимости от целей и задач оценки она может быть выполнена как по обобщенному показателю качества, так и раздельно по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния (), показателю инженерного оборудования и обустройства () или по показателю содержания дороги ().
Значения всех показателей могут быть определены для участка дороги, для всего протяжения дороги, для сети дорог, обслуживаемых дорожной организацией или для сети дорог региона.
2.1.10. Обобщенный показатель качества дороги определяют в такой последовательности:
- определяют комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния на каждом характерном участке , строят линейный график и определяют среднее значение комплексного показателя для данной дороги ;