Определение грузоподъемности сосредоточенных прогонов при автомобильной или колесной нагрузке
§ 51. Сосредоточенные прогоны располагаются на значительном расстоянии друг от друга (1,20-1,80 м), упругое распределение сосредоточенной нагрузки проезжей частью невелико, поэтому оно не учитывается.
Распределение временной нагрузки между прогонами учитывается коэффициентом поперечной установки, который показывает, какая часть давления оси передается на расчетный прогон. Коэффициент поперечной установки определяется в предположении разрезанности поперечин над прогонами по закону рычага.
Так же как при сближенных прогонах, при определении грузоподъемности сосредоточенных прогонов сначала по формуле вычисляют допускаемую эквивалентную нагрузку, а затем по приложению 5 определяют марки автомобилей, которые можно пропускать по мосту.
Колея грузовых отечественных автомобилей Е (рис.12) колеблется от 174 до 240 см. Она, как правило, больше расстояния между осями прогонов. Поэтому второе колесо при допущении разрезанности поперечин на расчетный прогон А не влияет. Следовательно, при одном автомобиле на мосту (рис.12,а) коэффициент поперечной установки будет равен 0,5.
Рис.12. Схемы к определению коэффициента поперечной установки автомобильной нагрузки для сосредоточенных прогонов:
а - один автомобиль на мосту; б - два автомобиля на мосту
При двух автомобилях на мосту (рис.12,б) коэффициент поперечной установки определяют по формуле
, (12)
где и - расстояния от соседних прогонов до колес, стоящих между этими прогонами и расчетным прогоном (см. рис.12, б).
Грузоподъемность прогонов при автомобильной и колесной нагрузках определяют по формуле
, (13)
где - допускаемая эквивалентная нагрузка на прогон, кгс/см; - момент сопротивления прогона, см; - постоянная нагрузка от веса проезжей части и собственного веса прогона, кгс/см; - расчетный пролет прогона, см; - коэффициент поперечной установки; - коэффициент перегрузки временной нагрузки.
Пример 4. Балочный мост с трехъярусными прогонами имеет расчетные пролеты по 6,5 м. Расстояние между осями прогонов равно 1,40 м. Прогоны из лиственницы имеют диаметр в середине пролета 29 см. Верхнее бревно имеет сверху серповидное загнивание на глубину 4 см, снизу - стес шириной диаметра; среднее бревно имеет такие же стесы сверху и снизу; нижнее бревно имеет стес только сверху.