Статус документа
Статус документа

ВСН 12-73/Минавтодор РСФСР Указания по определению грузоподъемности деревянных мостов с учетом их технического состояния

III. НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВ


§ 29. Грузоподъемность моста в целом характеризуется наименьшей грузоподъемностью отдельных его элементов.

§ 30. На грузоподъемность эксплуатируемых деревянных мостов влияют следующие дефекты: поражение древесины гнилью; сколы древесины по рабочим площадкам врубок, узловых подушек, шпонок, стыков; поперечные трещины и разрывы в растянутых и изгибаемых элементах; расстройства узлов и сопряжений элементов; повреждения и расстройства связей пролетных строений и перекосы главных ферм; недостаточное натяжение металлических тяжей в фермах Гау-Журавского; изломы свай и связей опор; подмывы и перекосы опор.

§ 31. Дефекты эксплуатируемых мостов можно разделить на легкоустранимые (ослабления скреплений, зазоры в узлах) и трудноустранимые (гниль, сколы, разрывы).

При определении грузоподъемности следует учитывать все дефекты, которые до пропуска по мосту нагрузки устранить не представляется возможным (загнивание элементов, сколы древесины по рабочим площадкам, поперечные трещины, трудноустранимые перекосы). Площади сечений и моменты сопротивления для таких элементов определяют с учетом уменьшения за счет гнили, трещин, ржавления. Определяют устойчивость конструкций при перекосах и дополнительные напряжения от эксцентриситета приложения нагрузки.

Все остальные дефекты - ослабления металлических тяжей и скрепляющих болтов, зазоры в узлах, расстройства связей, перекосы элементов - должны быть устранены перед пропуском нагрузки.

§ 32. Грузоподъемность деревянных мостов, согласно данным Указаниям, определяется по допускаемым нагрузкам. Для каждого несущего элемента моста заранее подсчитывают допускаемую подвижную нагрузку, действующую на проезжей части моста. Эту допускаемую нагрузку для элементов проезжей части (поперечин) определяют в виде сосредоточенной силы, которую затем сравнивают с давлениями на колесо различных марок автомобилей.

Для других несущих элементов (прогонов, главных ферм, опор) допускаемую нагрузку на проезжей части определяют в виде равномерно распределенной эквивалентной нагрузки (т/пог.м), которую сравнивают по таблицам приложений 5 или 6 с эквивалентными нагрузками для данной длины пролета от различных марок автомобилей. Затем в комплексе с проезжей частью решают, какие автомобили можно пропускать по мосту.

Допускаемую нагрузку определяют для нескольких основных несущих элементов (поперечин, прогонов, поясов, ферм, стыков, узлов, свай) и записывают в раздел III карты обследования моста.

Грузоподъемность моста в целом определяется элементом с наименьшей допускаемой нагрузкой.

Для определения допускаемых нагрузок в Указаниях приведены формулы, которые не требуют больших вычислений, поэтому грузоподъемность элементов моста можно определить быстро.

§ 33. Грузоподъемность всех элементов моста определяют по методике предельных состояний и нормативам технических условий проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб (СН 200-62).

§ 34. Расчетные сопротивления для древесины сосны принимают по табл.1.


Таблица 1

Расчетные сопротивления древесины сосны


Вид напряженного состояния


Обозначение

Сопротивление, кгс/см

Изгиб:

  

  

     а) брусья, бревна

160

     б) доски

140

Растяжение вдоль волокон

100

Сжатие и смятие вдоль волокон

130

 "              "        "        всей поверхности поперек волокон


18

Смятие поперек волокон:

  

  

     а) в лобовых врубках, шпонках и узловых подушках

-

32

     б) в опорных плоскостях конструкций

-

23

     в) под шайбами при углах смятия от 90 до 60°

-

40

Скалывание (наибольшее) вдоль волокон при изгибе

24

Скалывание (среднее по площадке) в соединениях на врубках и шпонках, учитываемое в пределах длины не более 10 глубин врезки и двух толщин брутто элемента:

  

  

     вдоль волокон

16

     поперек волокон

8


§ 35. Расчетное сопротивление древесины смятию или складыванию под углом к направлению волокон определяют по формуле

,                                                              (1)

где - расчетное сопротивление вдоль волокон; - то же, поперек волокон.


§ 36. Для древесины других пород расчетные сопротивления следует принимать по табл.1 с введением коэффициентов перехода согласно табл.2.


Таблица 2

Коэффициенты перехода для древесины других пород

Наименование пород

Изгиб, сжатие, смятие, растяжение вдоль волокон

Сжатие и смятие поперек волокон

Скалывание

  

Коэффициент перехода

Ель

1,0

1,0

1,0

Лиственница

1,2

1,2

1,0

Кедр сибирский

0,9

0,9

0,9

Пихта

0,8

0,8

0,8

Дуб

1,3

2,0

1,3

Ясень, клен, граб

1,3

2,0

1,6

Бук

1,1

1,6

1,3