ВСН 208-89
--------------------------------
Минтрансстрой СССР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Дата введения 1990-06-01
РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИС Минтрансстроя СССР при участии Мосгипротранса и Союздорпроекта.
ВНЕСЕНЫ ЦНИИС Минтрансстроя СССР.
СОГЛАСОВАНЫ Госстроем СССР, ГУГК СССР, ГУПиКС МПС СССР, ГУПиКС Минтрансстроя СССР.
Подготовлены к утверждению Главным научно-техническим управлением Минтрансстроя СССР.
УТВЕРЖДЕНЫ Минтрансстроем СССР 26 февраля 1990 г. N МО-116.
ВВОДЯТСЯ впервые.
С введением в действие ВСН 208-89 "Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог" утрачивают силу:
"Наставление по производству топографо-геодезических и аэрогеодезических работ при изысканиях новых железных дорог" (М., Оргтрансстрой, 1973);
"Руководство по топографической съемке железнодорожных станций и узлов. ГКИНП-02-147-81" (М., ЦНИИС, 1982);
"Инструкция по производству аэрофототопографических работ при изысканиях железных дорог. ГКИНП-02-172-83" (М., ЦНИИС, 1984);
"Руководство по составлению крупномасштабных планов железнодорожных станций и перегонов по материалам аэрофотосъемки. ГКИНП-02-184-84" (М., ЦНИИС, 1985);
"Руководство по производству топографо-геодезических работ на изысканиях вторых путей. ГКИНП-02-200-85" (М., ЦНИИС, 1986).
Настоящие Ведомственные строительные нормы распространяются на инженерно-геодезические изыскания, выполняемые для проектирования строительства новых железных и автомобильных дорог, вторых (третьих, четвертых) путей, расширения (реконструкции) существующих дорог, железнодорожных станций и узлов общей сети железных дорог Союза ССР, а также внешних подъездных железнодорожных путей и подъездных автомобильных дорог*, и устанавливают требования к организации и производству инженерно-геодезических изысканий в соответствии с принятыми стадиями проектирования.
____________
* "Строительство новых железных и автомобильных дорог, вторых (третьих, четвертых) путей, расширение (реконструкция) существующих железных дорог, железнодорожных станций и узлов общей сети железных дорог Союза ССР, а также внешних подъездных железнодорожных путей и подъездных автомобильных дорог" в дальнейшем именуется "строительство железных и автомобильных дорог".
Настоящие нормы не распространяются на инженерно-геодезические изыскания для проектирования строительства внутренних подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог промышленных предприятий.
1.1. Инженерно-геодезические изыскания для проектирования строительства* железных и автомобильных дорог следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87**, государственных стандартов и настоящих норм, с учетом требований нормативно-технических актов Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР (ГУГК СССР) и Государственного комитета СССР по охране природы.
____________
* "Инженерно-геодезические изыскания для проектирования строительства" в дальнейшем именуются "инженерно-геодезические изыскания".
** СНиП 1.02.07-87 с 01.11.96 заменен на СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". Примечание "КОДЕКС".
1.2. Инженерно-геодезические изыскания должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных, необходимых для разработки:
предпроектной документации - технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства железных и автомобильных дорог;
проектов (рабочих проектов) строительства железных и автомобильных дорог;
рабочей документации на строительство железных и автомобильных дорог.
Особенность инженерных, в том числе инженерно-геодезических, изысканий для проектирования железных и автомобильных дорог заключается в том, что процесс изысканий и проектирования неразрывен: для разработки и обоснования проектных решений необходимы материалы изысканий, а определение состава и объемов изысканий невозможно без предварительных проектных проработок.
1.3. Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог, а также объектов жилищно-гражданского строительства, транспортных зданий и устройств, входящих в состав комплексного проекта железной или автомобильной дороги, должны выполнять проектно-изыскательские организации Министерства транспортного строительства (Минтрансстроя СССР) и Министерства путей сообщения (МПС СССР).
Инженерно-геодезические изыскания, как часть инженерных изысканий железных и автомобильных дорог, следует выполнять, как правило, комплексными экспедициями, состоящими из партий (отрядов), в соответствии с утвержденной программой изысканий.
Для выполнения аэрофотосъемочных и топографо-геодезических работ проектно-изыскательская организация - генеральный проектировщик может привлекать по субподряду специализированные и другие организации.
1.4. Состав и объем инженерно-геодезических изысканий железных и автомобильных дорог должны устанавливаться программой изысканий в соответствии со стадией проектирования, природными условиями и характером проектируемого объекта.
В состав инженерно-геодезических изысканий входят:
сбор и анализ имеющихся топографо-геодезических материалов на район (участок) изысканий;
камеральное трассирование и выбор конкурентоспособных вариантов проектных решений для полевых изысканий и обследований;
создание планово-высотной геодезической основы;
топографическая съемка местности в масштабах 1:5000-1:500, включая съемку подземных и надземных сооружений и коммуникаций, пересечений линий электропередач (ЛЭП), линий связи (ЛС) и магистральных трубопроводов;
полевое трассирование линейных сооружений;
специальные работы (съемки плана существующего железнодорожного пути, продольных и поперечных профилей, наружные обмеры зданий, сооружений и устройств, координирование основных элементов сооружений, определение полных и полезных длин железнодорожных путей на станциях, габаритов приближений строений, типов рельсов и т.п.);
геодезическое обеспечение инженерно-геодезических и инженерно-гидрометеорологических изысканий;
составление и размножение инженерно-топографических планов, создание цифровых моделей местности (ЦММ).
1.5. Работы, выполняемые при инженерно-геодезических изысканиях железных и автомобильных дорог, следует проводить, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.
В подготовительный этап должны быть выполнены: сбор, анализ и обобщение имеющихся картографических, геодезических и других материалов на район изысканий; проектные проработки, необходимые для выбора конкурентоспособных вариантов трассы или проектных решений для полевых изысканий и обследований; работы по организации полевых изысканий (участие, совместно с заказчиком, в подготовке задания на проектирование, составление программы инженерно-геодезических изысканий*, определение и согласование с заказчиком цены на выполнение изысканий, получение разрешения на производство работ, формирование и оснащение полевых подразделений и т.п.).
____________
* "Программа инженерно-геодезических изысканий" в дальнейшем именуется "программа изысканий".
В полевой этап подлежат выполнению комплекс топографо-геодезических работ и обследований, предусмотренных программой изысканий, а также необходимый объем камеральных работ для обеспечения контроля качества, полноты и точности выполняемых работ.
В камеральный этап должны быть выполнены: окончательная обработка полевых материалов, оформление всех графических и текстовых материалов, составление технических отчетов, сдача материалов изысканий в архив.
Заказчику (по его требованию) передается технический отчет с приложениями. Органам, производившим регистрацию работ, передается картограмма выполненных работ.
1.6. Составлению программы изысканий должно предшествовать предварительное согласование (совместно с заказчиком) с землепользователями и краевыми, областными и районными Советами народных депутатов, а также территориальными комитетами по охране природы, осуществляющими контроль за использованием земель, расположения всех конкурентоспособных вариантов трассы проектируемой дороги, примерных размеров площадей намечаемых к изъятию земель и природных ресурсов и условий возмещения ущерба, наносимого окружающей среде и землепользователям.
1.7. Программа изысканий должна составляться руководством изыскательского подразделения с привлечением авторов разделов проекта на основании выданного заказчиком задания на проектирование с максимальным использованием имеющихся топографо-геодезических материалов, а также материалов ранее выполненных инженерных изысканий и других сведений о природных условиях района изысканий. Программа изысканий должна быть согласована главным инженером (автором) проекта.
При небольших объемах изысканий (стоимостью до 2 тыс.руб.), выполняемых под отдельные здания и сооружения, допускается взамен программы составлять краткое предписание.
Программа комплексных изысканий подлежит утверждению главным инженером проектно-изыскательской организации и согласованию с заказчиком.
1.8. Исходными данными для разработки программы инженерно-геодезических изысканий служат:
задание заказчика на проектирование объекта;
установленные заданием на проектирование сроки представления проекта;
материалы камерального трассирования и проектирования по конкурентоспособным вариантам;
материалы геодезической изученности района изысканий;
природные условия в районе производства полевых работ, определяющие при заданном сроке начала и конца работ наиболее рациональную продолжительность полевого сезона и время производства специальных видов работ и наблюдений.
1.9. Программу изысканий следует составлять единой на весь комплекс изысканий для каждой стадии проектирования. В случаях, когда заданием на разработку проекта (рабочего проекта) предусмотрено осуществление строительства по очередям, программу инженерно-геодезических изысканий составляют на первую очередь строительства.
При продолжительности строительства объекта или его очереди до двух лет программа инженерно-геодезических изысканий для разработки рабочей документации должна составляться в объеме, обеспечивающем разработку документации на объект в целом. При продолжительности строительства более двух лет объем изысканий и сроки представления материалов должны быть установлены в программе изысканий.
1.10. Программа изысканий должна содержать:
общие сведения - наименование объекта изысканий, стадия проектирования и задачи изысканий, административная принадлежность района изысканий;
данные для обоснования видов, объемов и методов производства работ - назначение проектируемого сооружения, основные технические параметры и другие данные, определяющие объемы изыскательских работ; краткая физико-географическая характеристика района изысканий по материалам обследований, картографическим материалам и литературным источникам; основные сведения о развитии дорожной сети и других видов путей сообщения, средств связи, хозяйственной освоенности района; изученность района изысканий и анализ имеющихся фондов материалов, выполненных ранее изыскательских, поисковых и исследовательских работ, оценка полноты, достоверности и степени пригодности имеющихся материалов;
цели и задачи изысканий - состав и объемы полевых и камеральных работ; обоснование объемов, методики и требований к производству каждого вида работ; организация работ; принятая система координат и высот; технологическая последовательность, планируемая продолжительность и сроки производства изысканий; порядок получения согласований, система технического контроля и приемки работ;
обеспечение изысканий - потребность в геодезических приборах, снаряжении, внешнем и внутреннем транспорте, включая аренду специального транспорта, необходимые объемы строительства временных сооружений;
охрана окружающей среды - перечень мероприятий и объемов работ по охране окружающей среды при производстве изысканий;
техника безопасности и производственная санитария - особенности применения действующих правил на данном объекте изысканий и обоснование дополнительных объемов работ, требующихся для обеспечения безопасности и соблюдения норм производственной санитарии при выполнении изыскательских работ;
перечень представляемых материалов.
К программе изысканий должны быть приложены:
копия задания заказчика на проектирование объекта;
план или схема объекта с нанесенными вариантами трассы и указанием границ изысканий и участков топографической съемки;
данные о геодезической изученности района изысканий.
1.11. Программа изысканий должна не только предусматривать мероприятия и работы по сохранению окружающей среды и исключению ее загрязнения непосредственно в процессе производства инженерно-геодезических изысканий железных и автомобильных дорог, но и обеспечивать возможность получения, в комплексе с инженерно-геологическими и инженерно-гидрометеорологическими изысканиями, данных и информации, необходимых для составления прогноза изменений природной среды под воздействием строительства и эксплуатации проектируемых сооружений, а также установления мероприятий по охране природной среды и определения, с учетом этого фактора, стоимости строительства.
Состав и содержание разделов программы изысканий и приложений к ней детализируются в каждом конкретном случае в соответствии с техническим заданием заказчика и в зависимости от стадии проектирования и видов (объектов) строительства.
1.12. Требования и методика производства инженерно-геодезических изысканий железных и автомобильных дорог, устанавливаемые программой изысканий, должны предусматривать автоматизацию топографо-геодезических работ и камеральной обработки материалов. При этом следует максимально использовать современные геодезические приборы (электронные тахеометры и светодальномеры), средства автоматизированной регистрации результатов измерений и средства вычислительной техники.
1.13. Программой изысканий должен быть предусмотрен такой объем аэрофотосъемки, чтобы ее материалы можно было использовать и на последующих стадиях проектирования. Для сокращения полосы аэрофотосъемки и исключения выхода трассы за ее пределы аэрофотосъемочные маршруты следует проектировать после камерального трассирования по топографическим картам масштаба 1:25000 или 1:10000 (если они имеются на район изысканий).
Масштаб аэрофотосъемки назначают в зависимости от масштаба составляемых на ее основе инженерно-топографических планов и имеющихся в распоряжении проектно-изыскательских институтов стереофотограмметрических приборов.
1.14. Техническое задание на производство аэрофотосъемки, выполняемой специальными подразделениями Министерства гражданской авиации (МГА СССР), а также на выполнение топографо-геодезических работ на территории городов трестами инженерно-строительных изысканий и другими специализированными организациями должно быть подписано главным инженером (автором) проекта, начальником ведущего отдела и утверждено главным инженером проектно-изыскательского института.