4.1. Выбор параметров трассы дороги
4.1.1. Для обеспечения зрительной ясности и плавности дороги параметры элементов плана и продольного профиля дороги требуются большие, чем минимальные по СНиП 2.05.02, обеспечивающие безопасность движения при напряженной работе водителя.
Дорога, запроектированная с соблюдением всех требований СНиП 2.05.02, но с трассой, составленной из минимальных элементов, будет жесткой, не отвечающей требованиям зрительной плавности. В каждом конкретном случае основанием для отказа от минимальных норм должны являться технико-экономические расчеты и требования обеспечения безопасности, зрительной ясности и плавности дороги.
4.1.2. Безопасность движения, зрительная ясность и плавность дороги во многом зависят от расстояния видимости, минимальное значение которого для каждой категории дороги нормируется СНиП 2.05.02. Оно рассчитано из условия и времени реакции водителя 1,0 с. Минимальное расстояние видимости можно использовать везде, где его увеличение может привести к резкому возрастанию объемов земляных работ.
Однако повсеместное применение этого норматива приводит к образованию сложных дорожных условий: затрудняется или становится невозможным обгон, в перспективе дороги появляются зрительные провалы, дорога становится зрительно жесткой.
Рекомендуется везде, где это возможно, не нарушая требований СНиП 2.05.02, обеспечивать расстояние видимости из условия выполнения обгона или, как минимум, времени реакции водителя для дорог I категории 2,5 с, II и III категорий 2,0 с, IV категории 1,5 с. Рекомендуемые расстояния видимости при расчете вертикальных кривых и срезок видимости на кривых в плане приведены в табл.1.
Таблица 1
| Расстояние видимости, м, при скорости движения, км/ч | |||
80 | 100 | 120 | 150 | |
|
|
|
|
|
Допустимое ограничение видимости (не чаще 1 раза на 2 км) | 250 | 280 | 340 | 400 |
Обеспечение безопасности движения, зрительной ясности и плавности дороги | 450 | 500 | 600 | 700 |
4.1.3. Увеличение расстояний видимости снижает количество и особенно тяжесть дорожно-транспортных происшествий и повышает транспортно-эксплуатационные качества дороги. Этим компенсируется увеличение стоимости строительства, связанного с дополнительным объемом земляных работ на выпуклых кривых. Расстояние видимости в продольном профиле обеспечивается за счет вертикальных выпуклых кривых. Минимальные радиусы их, если это не приводит к значительному увеличению объема земляных работ, рекомендуется выбирать такими (табл.2), чтобы они обеспечивали видимость поверхности дороги с ориентацией на время реакции водителя, рекомендуемые п.4.1.2.
Таблица 2
| Минимальные радиусы вертикальных выпуклых кривых, м, при расчетной скорости, км/ч | |||
| 80 | 100 | 120 | 140 |
|
|
|
|
|
Обеспечение зрительной ясности и плавности дороги (с) | 10000 | 12000 | 18000 | 35000 |
Обеспечение удобных условий движения (психологически безопасная дорога) | 15000 | 20000 | 30000 | 45000 |
4.1.4. Длинную прямую в плане, вызывающую снижение надежности работы водителя, монотонность движения, повышенную аварийность и нарушающую зрительную плавность в продольном профиле, рекомендуется ограничивать. Ее предельная длина зависит от плотности и скорости транспортного потока. Продолжительность движения в потоке малой интенсивности не должна превышать 3,0 мин (табл.3).
Таблица 3