Статус документа
Статус документа

ВСН 14-95 Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий


1.0. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ  


Определение и требования, предъявляемые к асфальтобетону  



1.1. Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный конгломерат, образующийся в результате достижения определенной плотности асфальтобетонной смесью, уложенной в конструкцию. Смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь вводят добавки ПАВ, полимеров, отсевов дробления (фрезерования) асфальтобетона, резины, серы и прочее [1-7].

1.2. Асфальтобетон - материал, способный в дорожных одеждах работать самостоятельно, выполняя роль основного (несущего) слоя конструкции при воздействии нагрузок динамического и температурного характера [8-11]. При положительных температурах асфальтобетон - вязко-пластичный материал, при 0 °С - упруго-жесткий с выраженным упругим последействием и высокими численными значениями модуля упругости и предела прочности на растяжение при изгибе. При 0 °С и ниже деформации до момента появления трещин и разрушения в подавляющей части являются упругими, а остаточная деформация, вслед за которой по достижении материалом предела прочности происходит хрупкое его разрушение, составляет около 1%.

Основные расчетно-экспериментальные зависимости при оптимальных структурах асфальтобетона представлены в приложении [1], а технические требования к материалу - в приложениях [2-6].

Типы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями,
область и условия их применения  



1.3. Конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г. Москвы и действующих СНиП [12-17].

1.4. Дорожная одежда и земляное полотно составляют дорожную конструкцию. Она образуется в результате устраиваемых друг за другом снизу вверх отдельных слоев, выполняющих различные функции и соответственно отличающиеся друг от друга по виду и качеству применяемых в них материалов.

Покрытие - упругая монолитная плита, непосредственно воспринимающая вертикальные и касательные усилия от колес автомобильного транспорта и подвергающаяся воздействию атмосферных факторов. Покрытие состоит из слоя износа и нижнего (основного) слоя.

Основание - часть дорожной одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу вертикальных усилий на грунт земляного полотна. Оно состоит, как правило, из двух слоев, причем верхний слой, непосредственно подстилающий покрытие, устраивают из более прочных материалов.

Дорожную одежду укладывают на уплотненное и спланированное земляное полотно.

Принципиальные схемы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием представлены на рис.1.


Рис.1. Принципиальные схемы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием.

Покрытие: слой износа (асфальтобетонная смесь мелкозернистая, песчаная) - 1;
основной (нижний) слой (асфальтобетонная смесь крупно- и мелкозернистая, песчаная) - 2.
Основание (искусственное) верхний слой -  укатываемая бетонная смесь марки не более 100 - 3,
то же свыше 200 - 4, щебеночные уплотняемые смеси (технологический слой) - 5, 6;
нижний (подстилающий) песчаный слой - 7.

1.5. Конструкции I и II состоят из монолитной асфальтобетонной плиты (основной слой), укладываемой на технологический щебеночный слой или непосредственно на грунт земляного полотна. Щебеночный слой укладывается по песчаному подстилающему слою. Сверху такая конструкция замыкается слоем износа из асфальтового бетона. Расчет таких конструкций производится по методу, изложенному в ВСН 5-92 "Инструкция по расчету и конструированию дорожных одежд с монолитными асфальтобетонными покрытиями" [18].

1.6. Конструкции III и IV состоят из двух или трехслойного асфальтобетонного покрытия, устраиваемого по основанию из укатываемых бетонных смесей марок от 50 до 300. Бетонное основание укладывается по технологическому слою из щебеночных материалов [19] или из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими. Технологический слой укладывается на песчаный подстилающий слой.

1.7. Марку, тип и вид асфальтового бетона рекомендуется принимать в соответствии с табл.1 в зависимости от категории улиц и дорог и от назначения конструктивных слоев.

В асфальтобетонном покрытии на мостах и эстакадах для нижнего слоя применяют только плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б и В. Для верхнего слоя в смесях типа Б используется дробленый песок.

Основание (искусственное)  



1.8. Нижний (подстилающий) слой - часть искусственного основания дорожной одежды, задачей которого является отвод всей свободной воды, поступающей в основания в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводящих устройств.

Таблица 1

Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей с учетом
принятой классификации улично-дорожной сети г. Москвы

Асфальтобетон (марка, тип) конструктивного слоя

слой износа (верхний слой)

основной (нижний) слой

N п.п.

Категории
улиц

ГОСТ
(марка)


Технические условия (тип)

ГОСТ (марка) I

I

II

III

деко- ратив- ный

литой

крупнозерн. плотный

пес-
чаный

с добав. дроблен. асфальт.

крупно-
зернис- тый

тип

I

II

IV

III

I

II


I


Магистральные улицы общего- родского значения

1.1

Главные магистрали города

А, Б

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

1.2

Боковые проезды главных магистралей

А, Б

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

1.3

Местные проезды главных магистралей

Б, В, Г

Д

ПД

-

+

+

-

+

+

+

ПД

+

+

1.4

Городские магистрали

А, Б

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

1.5

Боковые проезды городских магистралей

Б, В, Г

Д

ПД

-

-

-

-

+

+

+

ПД

+

-

1.6

Местные проезды городских магистралей

Б, В

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

II

Магистральные улицы районного значения

2.1

Основные районные улицы

Б, В

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

2.2

Внутри- районные улицы

Б, Г

Д

ПД

-

-

+

-

+

+

+

ПД

+

+

III

Улицы и дороги местного значения

3.1-
3.4

Жилые улицы, местные дороги, грузового значения, подъезды к объектам, проезды

Г

Д

ПД

-

-

+

+

-

+

+

ПД

+

+

3.5

Пешеходные улицы

Б

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

IV

Площади

4.1

Транспортные

4.1.1 Главные

А, Б

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

4.1.2 Городские

А, Б

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

4.1.3 Районные

Б, В

-

-

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

4.1.4 Местные

Г

Д

ПД

-

-

-

+

-

+

+

ПД

+

+

4.2

Пешеходные

Б, В

Д

ПД

-

-

-

+

-

+

+

ПД

+

+

V

Внутриквар- тальные территории

Б, В

Д

ПД

-

-

+

+

+

+

+

ПД

+

+