10.1 К системам жизнеобеспечения и инженерного оборудования зданий, облегчающим всем категориям обслуживаемых лиц пользование зданиями и помещениями, относятся:
лифты;
подъемники, траверсы и транспортеры для инвалидов;
системы оповещения о пожаре;
устройства связи и сигнализации;
устройства для звукоусиления и звуковоспроизведения, теле-, видео- и кинопросмотра;
штатные устройства реабилитации посетителей.
К штатным устройствам реабилитации следует относить: стационарные опоры для движения, стояния и сидения; специально оборудованные места для лиц с нарушениями здоровья; устройства специальной связи; откидная мебель (сиденья, лежанки, специальная мебель); инвентарные (съемные) пандусы.
10.2 Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами и маломобильными гражданами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, выключателей, иных закрепляемых в конструкциях устройств не должны выступать за плоскость стен или закрепленного элемента.
10.3 В многоэтажных зданиях, где могут находиться лица с нарушениями здоровья, следует предусматривать не менее одного лифта, доступного для инвалидов на креслах-колясках.
В габаритах специальных подъемников для инвалидов на креслах-колясках по длине следует учитывать и сопровождающего.
10.4 Подход к подъемникам для инвалидов, выходящий на лестничную площадку, не должен затруднять движения по лестницам и пандусам.
Не разрешается применять подъемники открытого типа (без ограждений площадок) для безопасности пользователей.
10.5 Инвентарные (выдвижные, сборно-разборные и откидные) пандусы должны быть рассчитаны на нагрузку не менее 350 кгс и удовлетворять требованиям к стационарным пандусам по уклону и ширине.
10.6 В помещениях (залах) с фиксированными сидячими местами свободные места (пространства) для кресел-колясок желательно располагать рассредоточенными по всему пространству.
Откидные стулья, скамьи, лежанки не должны выступать в сложенном положении за плоскость стены, неоткидные - рекомендуется делать в нишах.
10.7 Поручни и стойки рекомендуется делать округлого сечения диаметром не менее 3 см и не более 6 см. Расстояние между стеной и поручнями, в том числе поручнями перил, в свету должно быть не менее 6 см. Поверхность захвата не должна прерываться стойками перил или иными конструктивными элементами. Выступающие окончания поручней (30 см) должны быть горизонтальными с нетравмирующим завершением (например, закругленные, с поворотом вниз или к стене и т.п.).
10.8 Зазоры между дверным полотном и коробкой со стороны навески рекомендуется закрывать во избежание травм полосой эластичного материала. Дверные скобы и ручки должны иметь удобную форму и располагаться на высоте 0,8-0,9 м от уровня пола.
10.9 Санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, должны быть оборудованы горячим и холодным водоснабжением и канализацией, средствами мусороудаления. В случаях когда присоединение к централизованным или местным сетям затруднено или невозможно, рекомендуется применение автономных систем водоснабжения и канализации.
В санузлах, где в кабинах применен комплекс приборов, рекомендуется учитывать возможность пользования раковиной, сидя на унитазе.
10.10 Электрические и тепловые устройства и приборы, размещаемые в зоне доступности маломобильных посетителей, должны иметь конструктивную защиту от возможных поражений электротоком и ожогов лиц с нарушениями здоровья (в том числе слепых).
10.11 Для лиц с нарушениями зрения следует применять устройства связи с цветовыми и тактильными средствами опознавания, а для лиц с нарушениями слуха - с регулируемым звукоусилением.
10.12 Таксофоны, доступные для инвалидов, следует устанавливать на высоте не выше 0,8 м от пола до оси номеронабирателя.
10.13 Для лиц с частичной потерей слуха рекомендуется делать дополнительно к штатным индивидуальные встроенные устройства для звукоусиления и звуковоспроизведения в местах обслуживания, отдыха, ожидания.
10.14 В местах с регулярной программой обслуживания групп лиц с полной потерей слуха рекомендуется предусматривать посты сурдоперевода, хорошо видимые с мест.