6.1 При формировании участка общественного здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.
При расположении общественных зданий, сооружений, комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.
6.2 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:
разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;
обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнему инженерному оборудованию, доступным инвалидам;
обеспечивать кратчайшие связи между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами и не связанными между собой крытыми переходами.
6.3 Требования к участкам и их элементам, доступным для маломобильных посетителей, приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Требования к участкам и их элементам
Объект | Требования по критериям | |||
| доступности | безопасности | информативности | комфортности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Ограждения участка | 2.1 Возможность опорного движения вдоль ограждения | 3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте, в том числе способных поранить или зацепить при касании | 4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение | 5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха |
2 Входы и въезды на участок | 2.2 Размеры входов и КПП должны обеспечивать проход всем категориям пользователей и проезд на креслах-колясках, а также опорное движение через турникеты | 3.3 Отсутствие выступающих частей в габаритах прохода на высоте не менее 2,1 м | 4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов | 5.3 Наличие маркировки, разметки проходов |
3 Пешеходные пути движения | 2.3 Устройство съездов с уклоном не более 1:10 на пересечении тротуаров (пешеходных путей) с проезжей частью внутренних дорог | 3.4 Съезды не должны выступать на проезжую часть | 4.4 Применение цвета в покрытии полос пешеходного движения | 5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед выходом с участка |
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов | 2.5 Ширина полосы для стоянки автотранспортного средства инвалидов не менее 3,5 м | 3.7 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением | 4.7 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала | 5.7 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц |
5 Озеленение | 2.6 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см | 3.9 Применение в живой изгороди пород без шипов, колючек, неядовитых | 4.8 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания | 5.9 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект |
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама | 2.8 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения | 3.13 Размещение элементов благоустройства вне габаритов путей движения. Проектирование ограничительных бортиков или иных ограждений вокруг элементов благоустройства, в том числе столбов, урн, ваз | 4.11 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток | 5.10 Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования |
7 Специализи- | 2.11 Устройство зон движения по площадкам с учетом возможностей лиц с нарушениями здоровья | 3.17 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях | 4.13 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также в зоны обслуживания | 5.12 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения |
8 Площадки и места отдыха | 2.12 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания | 3.18 Стационарная установка мест сидения и опор, исключающая сдвиг или опрокидывание | 4.14 Информационное обеспечение мест отдыха | 5.14 Оборудование для инвалидов не менее 5% мест отдыха от числа мест на площадке, но не менее 1 |
6.4 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:
1) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "А":
возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров;
места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;
разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;
2) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):
создание отдельного оборудованного входа для инвалидов с путями, не пересекающими транспортные пути;
оборудование при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одной для инвалидов и маломобильных лиц.
6.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения вплоть до его регулирования.
6.6 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку (см. раздел 11) пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение пешеходных потоков, в том числе использующих технические средства реабилитации, с транспортными потоками. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.
Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения РФ.
Целесообразно устраивать карманы в пешеходных зонах путей для расхождения с встречными потоками.
6.7 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП.
Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей.
6.8 К информационным средствам, используемым инвалидами, следует относить:
рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;
ограждения опасных участков;