Статус документа
Статус документа

СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей

  
6 ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

6.1 При формировании участка общественного здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.

При расположении общественных зданий, сооружений, комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.

6.2 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:

разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;

обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнему инженерному оборудованию, доступным инвалидам;

обеспечивать кратчайшие связи между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами и не связанными между собой крытыми переходами.

6.3 Требования к участкам и их элементам, доступным для маломобильных посетителей, приведены в таблице 6.1.


Таблица 6.1 - Требования к участкам и их элементам     

Объект

Требования по критериям

  

доступности

безопасности

информативности

комфортности

1

2

3

4

5

1 Ограждения участка

2.1 Возможность опорного движения вдоль ограждения

3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте, в том числе способных поранить или зацепить при касании

3.2 Закрепление турникетов, не допускающих их сдвиг, опрокидывание, падение

4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение

4.2 Включение в ограждения (заграждения) элементов опознавания и заблаговременного оповещения

5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха

5.2 Устройство поручней вдоль живой изгороди

2 Входы и въезды на участок

2.2 Размеры входов и КПП должны обеспечивать проход всем категориям пользователей и проезд на креслах-колясках, а также опорное движение через турникеты

3.3 Отсутствие выступающих частей в габаритах прохода на высоте не менее 2,1 м

4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов

5.3 Наличие маркировки, разметки проходов

3 Пешеходные пути движения

2.3 Устройство съездов с уклоном не более 1:10 на пересечении тротуаров (пешеходных путей) с проезжей частью внутренних дорог

2.4 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения


3.4 Съезды не должны выступать на проезжую часть

3.5 Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке

3.6 Обеспечение обзора путей движения при их пересечении

4.4 Применение цвета в покрытии полос пешеходного движения

4.5 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия

Заблаговременное информирование о местах риска знаками, разметкой

4.6 Обеспечение информации о месте и удаленности входов, мест обслуживания и отдыха

5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед выходом с участка

5.5 Оборудование путей движения инвалидов средствами ориентации

5.6 Заблаговре-
менное размещение информации (разметки, знаков, рекламных указателей)

4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов

2.5 Ширина полосы для стоянки автотранспортного средства инвалидов не менее 3,5 м

3.7 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением

3.8 Ограждение мест риска и устройство средств заблаговременной информации о них

4.7 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала

5.7 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц

5.8 Устройство для лиц с нарушениями здоровья крытых путей прохода в здание

5 Озеленение

2.6 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см

2.7 Устройство грунтовых дорожек (троп) со свойствами и параметрами путей пешеходного движения

3.9 Применение в живой изгороди пород без шипов, колючек, неядовитых

3.10 Отсутствие в габаритах зон движения пешеходов острых ветвей, шипов, режущих листьев, ядовитых растений

3.11 Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках

3.12 Отсутствие элементов озеленения, создающих затемнение проходов и проездов

4.8 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания

4.9 Применение линейных посадок деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения

4.10 Отсутствие затенения озеленением сигналов, информационных устройств, ограждений опасных мест

5.9 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект

Применение цветочных ковров для дублирования информационных указателей

6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама

2.8 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения

2.9 Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски

2.10 Элементы рекламы и знаки не должны закрывать полностью входы, площадки на путях движения

3.13 Размещение элементов благоустройства вне габаритов путей движения. Проектирование ограничительных бортиков или иных ограждений вокруг элементов благоустройства, в том числе столбов, урн, ваз

3.14 Устройство бортика высотой не ниже 10 см под элементами, размещенными на высоте 0,7 м и выше

3.15 Отсутствие надписей и символов, которые могут быть истолкованы неоднозначно и создавать угрозу стресса

3.16 Отсутствие ослепления средствами рекламы и других помех для восприятия информации

4.11 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток


4.12 Асинхронность (разновременность) предоставления информации различными средствами для исключения помех

5.10 Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования

5.11 Устройство опор (поручней и т.п.) для отдыха у мест пользования элементами благоустройства

7 Специализи-
рованные площадки (с местами обслуживания)

2.11 Устройство зон движения по площадкам с учетом возможностей лиц с нарушениями здоровья

3.17 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях

4.13 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также в зоны обслуживания

5.12 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения

5.13 При наличии площадок для собак-поводырей минимальные размеры клеток 1,5 м

8 Площадки и места отдыха

2.12 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания

3.18 Стационарная установка мест сидения и опор, исключающая сдвиг или опрокидывание

4.14 Информационное обеспечение мест отдыха

5.14 Оборудование для инвалидов не менее 5% мест отдыха от числа мест на площадке, но не менее 1

5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков

5.16 Защита от посторонних шумов мест тихого отдыха

5.17 Обеспечение визуального восприятия панорам с мест отдыха, а также декоративных объектов ландшафтной архитектуры

          

6.4 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:

1) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "А":

возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров;

места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;

разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;

2) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):

создание отдельного оборудованного входа для инвалидов с путями, не пересекающими транспортные пути;

оборудование при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одной для инвалидов и маломобильных лиц.

6.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения вплоть до его регулирования.

6.6 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку (см. раздел 11) пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение пешеходных потоков, в том числе использующих технические средства реабилитации, с транспортными потоками. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.

Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения РФ.

Целесообразно устраивать карманы в пешеходных зонах путей для расхождения с встречными потоками.

6.7 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП.

Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей.

6.8 К информационным средствам, используемым инвалидами, следует относить:

рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;

ограждения опасных участков;