ВСН 24-88/Минавтодор РСФСР Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог

1. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1.1. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.

1.2. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели дороги, являются:

геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;

ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;

состояние земляного полотна;

состояние и работоспособность водоотвода;

габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;

состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

1.3. Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости - который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности , принятой в соответствии со СНиП 2.05.02-85.

1.3.1. По техническому уровню, эксплуатационному состоянию и организации движения автомобильные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения одиночных автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным () соответствующей категории, установленной для эксплуатируемой дороги, утвержденной технической документацией. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в табл. 1.1.

     Таблица 1.1


Условия погоды и рельефа местности


Допустимые значения обеспеченной максимальной скорости движения, км, для категории дорог

  

II

III

IV

V


При благоприятных погодных условиях:

  

  

  

  

  

  

а) на основном протяжении дороги

120-150

100-120

100-120

100

80

60

б) на трудных участках пересеченной местности

100-120

90-100

90-100

80

60

40

в) на трудных участках горной местности

В неблагоприятных погодных условиях:

75-80

60

60

50

40

30

а) на основном протяжении дороги

90-100

80-90

80-90

75

60

45

б) на трудных участках пересеченной местности

80-90

70-75

70-75

60

45

30

в) на трудных участках горной местности

     В исключительных случаях при неблагоприятных погодных условиях:

60

45

45

40

30

20

а) на основном протяжении дороги

60-75

50-60

50-60

50

40

30

б) на трудных участках пересеченной местности

60

50

50

40

30

20

в) на трудных участках горной местности

40

30

35

25

20

20


Примечания. 1. Допустимые значения скоростей установлены из условия снижения обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной не более чем на 25% () в осенне-весенний и зимний периоды года и, как исключение, не более чем на 50% () во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, на участках пучин, а также во время гололеда, метелей и сильных снегопадов.

2. К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км с боковыми глубокими балками и оврагами с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относят участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

1.3.2. Участки с от 0,5 до 0,75 в неблагоприятные для дорог периоды года требуют усиленного содержания и последующего улучшения, а участки с до 0,5 подлежат первоочередной перестройке.          

1.4. Уровень загрузки дороги движением определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (, авт/ч), к пропускной способности (, авт/ч). Величина не должна превышать значений, приведенных в табл. 1.2.

Таблица 1.2


Характеристика участков дороги


Значение  ,
не более


Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морских и речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II)


0,5


Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IА)


0,6


Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории IБ, II и III)


0,65


Автомобильные дороги II и III категорий


0,7


Примечание. В неблагоприятные для дорог периоды года допускается увеличение уровня загрузки,

но не более чем на 15%.

1.4.1. Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.

1.4.2. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.

1.5. Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий , коэффициентом аварийности (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более 50‰, а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности . Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов , и приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3


Коэффициенты


Степень опасности участников дороги

  

Не
опасный

Мало-
опасный

Опасный

Очень
опасный


  

  


0,4


0,4-0,8


0,8-1,2


1,2

(для участков дорог в равнинной и холмистой местности)

0-10

10-20

20-40

40

Разница в коэффициентах соседних участков (для горной местности), %

20

20-40

40-100

100



0,8

0,6-0,8

0,4-0,6

0,4