1. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1.1. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.
1.2. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели дороги, являются:
геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;
ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;
состояние земляного полотна;
состояние и работоспособность водоотвода;
габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;
состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
1.3. Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости - который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности , принятой в соответствии со СНиП 2.05.02-85.
1.3.1. По техническому уровню, эксплуатационному состоянию и организации движения автомобильные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения одиночных автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным () соответствующей категории, установленной для эксплуатируемой дороги, утвержденной технической документацией. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в табл. 1.1.
Таблица 1.1
|
| |||||
| IА | IБ | II | III | IV | V |
При благоприятных погодных условиях: |
|
|
|
|
|
|
а) на основном протяжении дороги | 120-150 | 100-120 | 100-120 | 100 | 80 | 60 |
б) на трудных участках пересеченной местности | 100-120 | 90-100 | 90-100 | 80 | 60 | 40 |
в) на трудных участках горной местности В неблагоприятных погодных условиях: | 75-80 | 60 | 60 | 50 | 40 | 30 |
а) на основном протяжении дороги | 90-100 | 80-90 | 80-90 | 75 | 60 | 45 |
б) на трудных участках пересеченной местности | 80-90 | 70-75 | 70-75 | 60 | 45 | 30 |
в) на трудных участках горной местности В исключительных случаях при неблагоприятных погодных условиях: | 60 | 45 | 45 | 40 | 30 | 20 |
а) на основном протяжении дороги | 60-75 | 50-60 | 50-60 | 50 | 40 | 30 |
б) на трудных участках пересеченной местности | 60 | 50 | 50 | 40 | 30 | 20 |
в) на трудных участках горной местности | 40 | 30 | 35 | 25 | 20 | 20 |
Примечания. 1. Допустимые значения скоростей установлены из условия снижения обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной не более чем на 25% () в осенне-весенний и зимний периоды года и, как исключение, не более чем на 50% () во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, на участках пучин, а также во время гололеда, метелей и сильных снегопадов. 2. К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км с боковыми глубокими балками и оврагами с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относят участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильно изрезанными или неустойчивыми склонами. |
1.3.2. Участки с от 0,5 до 0,75 в неблагоприятные для дорог периоды года требуют усиленного содержания и последующего улучшения, а участки с до 0,5 подлежат первоочередной перестройке.
1.4. Уровень загрузки дороги движением определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (, авт/ч), к пропускной способности (, авт/ч). Величина не должна превышать значений, приведенных в табл. 1.2.
Таблица 1.2
|
|
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морских и речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II) |
|
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IА) |
|
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории IБ, II и III) |
|
Автомобильные дороги II и III категорий |
|
Примечание. В неблагоприятные для дорог периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более чем на 15%. |
1.4.1. Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.
1.4.2. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.
1.5. Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий , коэффициентом аварийности (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более 50‰, а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности . Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов , и приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
|
| |||
| Не | Мало- | Опасный | Очень |
|
|
|
|
|
(для участков дорог в равнинной и холмистой местности) | 0-10 | 10-20 | 20-40 | 40 |
Разница в коэффициентах соседних участков (для горной местности), % | 20 | 20-40 | 40-100 | 100 |
| 0,8 | 0,6-0,8 | 0,4-0,6 | 0,4 |