Статус документа
Статус документа


ГОСТ 20772-81

Группа Г18



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Типы. Основные параметры и размеры.
Общие технические требования

Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading,
transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic
 parameters and sizes. General technical requirements



ОКСТУ 3602

Дата введения 1982-07-01



ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. N 2457

Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта СССР от 26.09.86 N 2893 срок действия продлен до 01.07.90*

_____________

* Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 4, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.

           

ВЗАМЕН ГОСТ 20772-75

ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1989 г.) с Изменением N 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС N 12-86)

ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.12.89 N 3699, введенное в действие с 01.07.90 и опубликованное в ИУС N 3, 1990 г.

Изменение N 2 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 1990 г.

По всему тексту стандарта для размера исключена единица мм. (Изм. N 2). - Примечание изготовителя базы данных.

       

Настоящий стандарт распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на полевые сборно-разборные трубопроводы.

Стандарт не распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов, самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с присоединительными устройствами типа МПТ.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ



1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.

 Таблица 1


Тип соединения

Условный
проход

Условное давление ,
МПа

Присоеди- нительные размеры


Область применения


Назначение

1 - резьбовое

25















0,4; 0,63

Рекомендуемое приложение 1

Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов

Для соединения с деталями сливно-
наливных систем



40; 50*





Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных судов

     



65*





Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резинотканевых резервуаров

     

2 - фланцевое

80;
100; 150










1,0; 1,6

Рекомендуемое приложение 1

Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки  автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых

сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов    

Для соединения с ответными фланцами трубопровод-
ной арматуры и шлангующими устройствами (стендерами)

  

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500



ГОСТ 1536-76

Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских, речных нефтеналивных cудов и береговых трубопроводов

  

3 - раструбное

100; 150; 200

6,3

Рекомендуемое приложение 1

Полевые сборно-разборные трубопроводы и патрубки их средств перекачки     

Для соединения  трубопроводов

4 - механические
захваты

150; 175; 200

0,4
1,0

ГОСТ 18194-79

Установки для слива-налива нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн

Для соединения с универ-
сальными приборами железно-
дорожных вагонов-
цистерн и автоцистерн (при нижнем сливе-наливе)



65; 80;
100

0,4
1,0

-


Установки для нижнего слива-налива автоцистерн и резервуаров

     

5 - гидропневма- тические захваты

80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500

1,0; 1,6

ГОСТ 19762-81

Стендеры

Для соединения с приемно- отливными патрубками судовой грузовой системы

          

Примечания:

1. Отклонение от соосности отверстий соединительных частей типа 2 - по ГОСТ 14140-81.

2. Соединения с условными проходами D 65 и 80 должны иметь в комплекте переходники на фланцевое соединение D 100.

3. Область применения указанных типов может быть расширена по согласованию с заказчиком.

4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.

Материалы и покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.

Материалы и покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при ударе.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в табл. 1.

2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные давления по ГОСТ 356-80.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

2.3б. Минимальное разрушающее давление для вновь проектируемых присоединительных устройств должно быть равно четырехкратному номинальному давлению.

(Введен дополнительно. Изм. N 2).

2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.

2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов инструмента и надорванных или смятых витков.

2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в зависимости от области применения должно обеспечивать:

а) взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;

б) удобство обслуживания;

в) искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.

2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:

возможность подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения дополнительных устройств, деталей и инструментов;

пропускание нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива автоцистерн;

автоматическое закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую отсоединение наконечника при открытых клапанах.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива.

Требования к береговому причальному оборудованию, обеспечивающему безопасное проведение грузовых операций, должны соответствовать правилам, действующим на различные виды транспорта для наливных грузов.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.9. Показатели надежности следует устанавливать в научно-технической документации на конкретные типы присоединительных устройств.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.10. Место установки присоединительного устройства на автомобильных средствах заправки, транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика. Основные размеры расположения присоединительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 2.


Таблица 2


Значения, м, для

Наименования размеров

автомобильных средств заправки и транспортирования

средств перекачки

1. Расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли


От 0,7 до 1,5


От 0,5 до 1,5

2. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до плоскости, определяющей наружный габарит



От 0,2 до 0,5



-

3. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более



0,3



-

          

Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее 575 мм.

2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и рекомендуемому приложению 3.

Таблица 3


Значения, м, при грузоподъемности, т

Наименования размеров

До 6000 включ.

 Св. 6000
до 16000 включ.

Св. 16000 до 25000 включ.

Св. 25000 до 60000 включ.

Св. 60000 до 160000 включ.

Св. 160000

1. Расстояние между центрами фланцев, не менее

  
     1,0


1,1


1,5


2,0


2,5


3,0

2. Расстояние от центров фланцев

до рабочей площадки, не менее

  

     0,9



0,9



0,9



0,9



0,9



0,9

до палубы, не более

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

3. Расстояние от привалочной плоскости фланца до борта

      

2,0±1,0


2,5±1,0


4,6


4,6


4,5


4,6

          

Примечание. Внешние присоединительные фланцы приемно-отливных патрубков судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs