ГОСТ 20772-81
Группа Г18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Типы. Основные параметры и размеры.
Общие технические требования
Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading,
transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic
parameters and sizes. General technical requirements
ОКСТУ 3602
Дата введения 1982-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. N 2457
Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта СССР от 26.09.86 N 2893 срок действия продлен до 01.07.90*
_____________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 4, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.
ВЗАМЕН ГОСТ 20772-75
ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1989 г.) с Изменением N 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС N 12-86)
ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.12.89 N 3699, введенное в действие с 01.07.90 и опубликованное в ИУС N 3, 1990 г.
Изменение N 2 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 1990 г.
По всему тексту стандарта для размера исключена единица мм. (Изм. N 2). - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на полевые сборно-разборные трубопроводы.
Стандарт не распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов, самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с присоединительными устройствами типа МПТ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.
Таблица 1
| Условный | Условное давление , | Присоеди- нительные размеры |
|
|
1 - резьбовое | 25 |
| Рекомендуемое приложение 1 | Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов | Для соединения с деталями сливно- |
40; 50* | Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных судов | | |||
65* | Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резинотканевых резервуаров | | |||
2 - фланцевое | 80; |
| Рекомендуемое приложение 1 | Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов | Для соединения с ответными фланцами трубопровод- |
| 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500 | Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских, речных нефтеналивных cудов и береговых трубопроводов |
| ||
3 - раструбное | 100; 150; 200 | 6,3 | Рекомендуемое приложение 1 | Полевые сборно-разборные трубопроводы и патрубки их средств перекачки | Для соединения трубопроводов |
4 - механические | 150; 175; 200 | 0,4 | Установки для слива-налива нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн | Для соединения с универ- | |
65; 80; | 0,4 | - | Установки для нижнего слива-налива автоцистерн и резервуаров | | |
5 - гидропневма- тические захваты | 80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500 | 1,0; 1,6 | Стендеры | Для соединения с приемно- отливными патрубками судовой грузовой системы |
Примечания:
1. Отклонение от соосности отверстий соединительных частей типа 2 - по ГОСТ 14140-81.
2. Соединения с условными проходами D 65 и 80 должны иметь в комплекте переходники на фланцевое соединение D 100.
3. Область применения указанных типов может быть расширена по согласованию с заказчиком.
4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.
Материалы и покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.
Материалы и покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при ударе.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в табл. 1.
2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные давления по ГОСТ 356-80.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2.3б. Минимальное разрушающее давление для вновь проектируемых присоединительных устройств должно быть равно четырехкратному номинальному давлению.
(Введен дополнительно. Изм. N 2).
2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.
2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов инструмента и надорванных или смятых витков.
2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в зависимости от области применения должно обеспечивать:
а) взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;
б) удобство обслуживания;
в) искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.
2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:
возможность подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения дополнительных устройств, деталей и инструментов;
пропускание нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива автоцистерн;
автоматическое закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую отсоединение наконечника при открытых клапанах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива.
Требования к береговому причальному оборудованию, обеспечивающему безопасное проведение грузовых операций, должны соответствовать правилам, действующим на различные виды транспорта для наливных грузов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.9. Показатели надежности следует устанавливать в научно-технической документации на конкретные типы присоединительных устройств.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.10. Место установки присоединительного устройства на автомобильных средствах заправки, транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика. Основные размеры расположения присоединительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2
Значения, м, для | ||
Наименования размеров | автомобильных средств заправки и транспортирования | средств перекачки |
1. Расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли |
|
|
2. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до плоскости, определяющей наружный габарит |
|
|
3. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более |
|
|
Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее 575 мм.
2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и рекомендуемому приложению 3.
Таблица 3
Значения, м, при грузоподъемности, т | ||||||
Наименования размеров | До 6000 включ. | Св. 6000 | Св. 16000 до 25000 включ. | Св. 25000 до 60000 включ. | Св. 60000 до 160000 включ. | Св. 160000 |
1. Расстояние между центрами фланцев, не менее | |
|
|
|
|
|
2. Расстояние от центров фланцев до рабочей площадки, не менее | |
|
|
|
|
|
до палубы, не более | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 |
3. Расстояние от привалочной плоскости фланца до борта |
2,0±1,0 |
|
|
|
|
|
Примечание. Внешние присоединительные фланцы приемно-отливных патрубков судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.