3.1. Состав, расчетные показатели учреждений и предприятий обслуживания микрорайонного значения даны в обязательном прилож. 5, а учреждений и предприятий обслуживания селитебного района - в обязательном прилож. 6.
При определении потребности в объектах обслуживания городского значения в селитебном районе следует исходить из схем развития и размещения соответствующих отраслей обслуживания, а при их отсутствии - из прогнозов численности дневного населения в часы наибольшей потребительской активности по каждому виду учреждений.
3.2. При размещении учреждений и предприятий обслуживания необходимо исходить из принципа минимизации непроизводительных затрат времени населением, сочетая крупные и высокотехнологичные объекты с небольшими объектами, приближенными к жилью. Все виды учреждений и предприятий обслуживания, которые могут посещаться попутно, следует размещать в местах транспортно-пересадочных узлов. Номенклатура и объемы учреждений должны соответствовать градостроительному значению транспортно-пересадочного узла, определяемому классом образующих узел элементов улично-дорожной сети и пассажирооборотом узла.
В городских пересадочных узлах, включающих внеуличный транспорт, рекомендуется проектировать полицентры - единые комплексы попутного обслуживания, формируемые на основе дифференциации разноцелевых пешеходных потоков. В крупных транспортно-пересадочных узлах следует предусматривать размещение экспрессных форм мелкорозничной торговли, питания, бытового и информационного обслуживания, обеспеченные подъездами и инженерным оборудованием с использованием подземного пространства. Примеры обеспеченности крупных пересадочных узлов объектами мелкорозничной торговли, питания и обслуживания даны в справочном прилож. 13.
3.3. При объединении школ и школьных комплексов с филиалами внешкольных учреждений профориентации и досуговой деятельности (учебно-производственные комплексы, дома пионеров и школьников, детские музыкальные, художественные школы и т.п.), а также при присоединении к школам объектов, предназначенных для использования населением микрорайона (плавательных бассейнов, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, пунктов первичной амбулаторной помощи, кафе и столовых), необходимо предусматривать возможность раздельной эксплуатации основных функциональных блоков: для школьных занятий, внешкольной работы школьников, физкультурно-спортивных занятий и культурной деятельности населения, общественного питания.
При проектировании участков для комплексов, объединяющих школы с другими учреждениями, стадионы, спортивные площадки и зоны отдыха следует рассчитывать на наибольшую (утреннюю или вечернюю) нагрузку. Допускается исключение из состава школьного участка учебно-опытной зоны и зоны начальной военной подготовки (при ее организации на группу школ) с соответствующим сокращением площади участка.
При организации игровых площадок детских дошкольных учреждений, площадки для старших возрастных групп разрешается устраивать вне огражденной территории участка, с соответствующим сокращением участка детского учреждения.
3.4. Для всех учреждений и предприятий обслуживания необходимо предусматривать территории для подходов, подъездов и, при необходимости, для стоянок автотранспорта, а также хозяйственные дворы.